Взбранной Воеводе

"Взбранной Воеводе"
Музыка - П. Чесноков
Хор храма Казанской иконы Божией Матери.

Каплуновской иконой Божией Матери именуется чудотворный список Казанского образа Богородицы.

Икона явилась в 1689 году в сельце Каплунове в 20 верстах от Ахтырки Харьковской губернии. В сельце была церковь в честь Рождества Богородицы, и к ней определен священник Иоанн Уманов, отличавшийся благочестивой жизнью. 8 сентября 1689 года, в день Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, он видел во сне благолепного седого старца, который сказал ему, что через три дня к нему при­дут три ико­но­пис­ца: один 70-ти, дру­гой 80-ти, тре­тий 90 лет. У это­го тре­тье­го ста­рец при­ка­зал взять связ­ку икон, семь верх­них воз­вра­тить ико­но­пис­цу, а вось­мую, ко­то­рая бу­дет Ка­зан­ской, оста­вить у се­бя; за это свя­щен­ни­ку обе­ща­ны от Бо­го­ма­те­ри ми­лость и бла­го­дать. По­сле это­го сна о. Иоанн по­стил­ся и еже­днев­но со­вер­шал ли­тур­гию. На тре­тий день, воз­вра­ща­ясь из церк­ви до­мой, он уви­дел иду­щих к нему трёх пре­ста­ре­лых ико­но­пис­цев. Он при­гла­сил их к се­бе, ра­душ­но при­нял, за­тем у стар­ше­го взял связ­ку икон, и вось­мая, как бы­ло во сне пред­ска­за­но, ока­за­лась Ка­зан­ской. Ико­но­пис­цы в бла­го­дар­ность за хо­ро­ший при­ём хо­те­ли от­дать ико­ну да­ром и ед­ва со­гла­си­лись взять за неё 15 ко­пе­ек. По­сле это­го они про­дол­жа­ли свой путь.

Отец Иоанн Ума­нов по­ста­вил ико­ну у се­бя в ком­на­те и день и ночь теп­лил пе­ред ней све­чу. В ночь на тре­тье вос­кре­се­нье он уви­дел во сне Де­ву необы­чай­ной кра­со­ты, Ко­то­рая, кос­нув­шись его ру­кой, ска­за­ла ему:

— Иерей Иоанн, не вы­нуж­дай Ме­ня быть в тво­ей хра­мине, а от­не­си в Мою цер­ковь!

Ко­гда о. Иоанн проснул­ся, ке­лья его бы­ла оза­ре­на яр­ким све­том. Он со­брал­ся с ду­хом, по­до­шёл к иконе и уви­дел, что из глаз ли­ка Бо­го­ма­те­ри стру­ят­ся по дос­ке сле­зы. Он немед­лен­но со­брал на­род, рас­ска­зал о про­ис­хож­де­нии ико­ны и о со­бы­ти­ях по­след­ней но­чи, и ико­на по­сле мо­леб­на тор­же­ствен­но бы­ла пе­ре­не­се­на в храм, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. По име­ни се­ла её ста­ли звать Кап­лу­нов­ской.

Отец Иоанн дол­го ещё по­сле этих со­бы­тий слу­жил в се­ле и уте­шал­ся все воз­рас­тав­шей сла­вой ико­ны. Ему же вы­па­ла на до­лю ра­дость ви­деть то об­ще­го­судар­ствен­ное зна­че­ние, ко­то­рое ико­на по­лу­чи­ла во вре­мя вой­ны Кар­ла XII с Пет­ром Ве­ли­ким.

Ко­гда швед­ский ко­роль Карл XII вторг­ся со сво­и­ми вой­ска­ми в Ма­ло­рос­сию, Пётр, идя к нему на­встре­чу и ища по­мо­щи Небес­ной, вы­звал к се­бе в Харь­ков от­ца Иоан­на с Кап­лу­нов­ской ико­ной, ко­то­рую и оста­вил при ар­мии. «Царь Пётр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением выслушивал молебен пред святою иконою и после молебна три раза лобызал её, прося у Богоматери заступления за своё находившееся в великой опасности царство», – читаем в «Описании явлений и чудес святыя чудотворныя иконы Каплуновския».

Заметим, речь шла о сохранении единственного на то время суверенного православного государства. По сути, пред иконой молились о сохранении Православия как такового. «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь, – обратился царь к войскам. – А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Лютеранин Карл уж никак не менее нашего осознавал сакральный смысл войне с Православным царством. «И с церковных кафедр, и на полевых богослужениях священников… заставляли трубить на весь мир о том, что Господь поддерживает шведов и что они – его избранный народ и орудие, – пишет известный шведский исследователь Северной войны Петер Энглунд. – …Король и сам был убежден, что так оно и есть.

Подобно сынам Израилевым, шведские воины были посланы на землю для того, чтобы покарать еретиков. Кара и месть были важными лейтмотивами в проповедях, и над коленопреклоненными батальонами гремела заповедь не проявлять никакого снисхождения, ибо Слово Божие предписывает возмездие. Воинов в армии соблазняли жечь и убивать во имя Всевышнего. Израильские фантастичные сцены массовых убийств из Ветхого завета использовались как оправдание собственных зверств».

Меж­ду тем Карл, до­брав­шись с Ма­зе­пой до Кап­лу­нов­ки, рас­по­ло­жил­ся там на от­дых и за­нял дом о. Иоан­на. Несколь­ко сол­дат Кар­ла хо­те­ли под­жечь цер­ковь, но дро­ва, ко­то­ры­ми они об­ло­жи­ли храм, не за­го­ра­лись. Карл ви­дел всё это из ок­на и по­про­сил у Ма­зе­пы объ­яс­не­ния то­го, как это лю­ди не мо­гут за­жечь хра­ма. Ма­зе­па ска­зал, что храм, ве­ро­ят­но, охра­ня­ет Бо­го­ма­терь, так как здесь на­хо­дит­ся Её ико­на, при­зна­ва­е­мая чу­до­твор­ной. Швед­ский ко­роль ве­лел при­ве­сти к се­бе ко­го-ни­будь из кап­лу­нов­ских жи­те­лей. Сыс­ка­ли од­но­го че­ло­ве­ка в ле­су, и Карл стал рас­спра­ши­вать его, где сто­ит Пётр с вой­ска­ми. Тот от­ве­чал, что в Харь­ко­ве. За­тем Карл спро­сил, тут ли ико­на Бо­го­ро­ди­цы. Узнав, что она уне­се­на в ар­мию, он ска­зал Ма­зе­пе:

— Церк­ви и без ико­ны не мог­ли за­жечь, а где бу­дет Она Са­ма, там, на­вер­ное, при­дет­ся нам очень пло­хо.

Пе­ред на­ча­лом Пол­тав­ско­го боя Петр при­ка­зал но­сить Кап­лу­нов­скую ико­ну по ря­дам рус­ской ар­мии и со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред об­ра­зом. За­тем по­сле бит­вы свя­щен­ник Иоанн с ико­ной был вы­тре­бо­ван в Моск­ву и от­ту­да уже от­пу­щен с свя­ты­ней до­мой. Петр сде­лал на ико­ну се­реб­ря­ную вы­зо­ло­чен­ную ри­зу с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми и се­реб­ря­ный ков­чег.

На ки­о­те этом — над­пись: «В сем ков­че­ге им­пе­ра­тор Пётр I по окон­ча­нии 1709 го­да с Кар­лом XII под Пол­та­вой вой­ны, при­слал об­рат­но в Кап­лу­нов­ку чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри».

По повелению Петра I в Санкт-Петербурге в 1709 году был заложен Сампсониевский собор - как благодарственный храм за небесное покровительство русским войскам в Полтавском сражении 27 июня (10 июля) 1709 года, происшедшем в день Святого Сампсония Странноприимца. Исследователи считают, что список Каплуновской иконы, находящийся в Сампсониевском храме Петербурга, наиболее близок к оригиналу.

В 1744 го­ду в Харь­ко­ве со­став­ле­но по­вест­во­ва­ние о Кап­лу­нов­ской иконе на ос­но­ва­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных от свя­щен­ни­ка Иоан­на Ума­но­ва. Поз­же сю­да вклю­че­ны сви­де­тель­ства о по­сле­ду­ю­щих зна­ме­ни­ях и ис­це­ле­ни­ях, быв­ших от ико­ны.

Икона пользовалась таким почитанием в народе, что на приносимые ей пожертвования существовал харьковский Коллегиум (благодаря которому Харьков стал возвышаться среди остальных полковых городов Слобожанщины), удавалось помогать бедным Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также духовным школам Белгородской епархии. В 1778 г. на пожертвования иконе в Каплуновке возвели новый, «достойный святыни храм». О величии той церкви достаточно сказать, что только в верхнем её куполе было расположено 20 окон. В 1929 г. она была разрушена. Икона и её списки пропали. В начале 90-х два списка оказались у собирателя икон и церковного благотворителя Александра Собко.

В 2009 году Петербург пышно отпраздновал 300-летие Полтавской победы, и ежегодный благодарственный молебен в честь Полтавской победы стал общегородской традицией. Сейчас это праздник Выборгского района Санкт-Петербурга (где расположен Сампсониевский собор). На нём присутствует губернатор (по фамилии Полтавченко, кстати!) или его представители. По окончанию службы перекрывается Сампсониевский проспект для возложения цветов памятнику Петру I, под марш Преображенского полка проходит губернаторский полк почётного караула.

? Празд­но­ва­ние Каплуновской иконе Божией Матери со­вер­ша­ет­ся 21 июля, в день Ка­зан­ской ико­ны, и 24 сентября.