«Щедрик» Николая Леонтовича

Церковный хор "Камертон" под руководством М.В. Галечик исполняет «Ще́дрик» Николая Леонтовича.

Христославы и колядовщики

Период от Рождества Христова до Крещенского Сочельника, с 7 по 17 января, называется святками, святыми вечерами. В народе это было время разгульного празднования, веселья, широких гуляний и различных обрядов, в которых тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Одним из ярких обычаев святочного времени было исполнение святочных песенок. Они могли называться в разных местах по-разному: колядки, щедровки, щедривки, посевалки. Исполняли их группы детей или неженатой молодёжи, иногда церковный причт, которые ходили по домам, поздравляя хозяев с Рождеством Христовым, желая богатого урожая, благополучия, здоровья, счастья, и обычно получали от хозяев дома какое-нибудь угощение. 

Все святочные песнопения условно можно разделить на языческие и христианские. Христианские посвящены славлению Христа, в них упоминаются евангельские события, связанные с рождением Богомладенца. Их исполняли христославы, или славильщики. 

Славление Христа на Рождество началось в ту самую ночь, когда неподалеку от маленького городка на окраине Римской империи в загоне для скота у Богородицы родился Младенец. О том, что Младенец в пеленах, лежащий в яслях, – это Спаситель мира, возвестил ангел пастухам. «Я возвещаю вам великую радость», – сказал. И радость эта «будет всем людям». И хор ангелов славил Бога и взывал: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 6–14).

«Родился Христос! Радуйтесь!» Эту весть повторяет каждое рождественское богослужение нашей Церкви: «Приидите, возрадуемся Господеви!» – зовут нас стихиры на Великой вечерне Сочельника. Возвещать людям радость Рождества Христова, призывать к ликованию хоровым пением – это завет нам из Священного Писания, из православного богослужения.

Главным атрибутом шествия христославов являлась звезда, она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь к месту рождения Иисуса. Звезду изготовляли сами славильщики из подсобного материала. Её делали из палок, бумаги, слюды, обёрток от конфет и т.д. Обычно для основы звезды использовали обруч сита, внутри него пристраивали палочку с гнездом для свечи, которую зажигали во время шествия. Отверстие обруча и его верхнюю часть по кругу заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся круглой поверхности рисовали или наклеивали на неё изображение на тему о рождении Иисуса Христа и поклонении волхвов. К основе-обручу приделывали палки, на которые крепили конусообразные рожки - лучи звезды, - украшенные на концах бахромой из бумаги. Звезда крепилась к палке-рукоятке. В некоторых местах звезду устраивали так, что от движения руками она делала постоянные обороты, при которых полые внутри рожки-лучи освещались зажжённой свечой.

Существуют также языческие песни. Это более древние песнопения, связанные с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Колядовщики, как правило, вели себя более разгульно: широко распространено было ряжение, иногда в инфернальных персонажей (чёрта, бабу Ягу, смерть с косой) или животных, надевали личины (маски), в текстах колядок помимо пожелания благ также присутствовало выпрашивание угощений и шуточные угрозы в случае отказа. Языческое колядование осуждалось церковью, поэтому в народе сложилось представление о необходимости после святок "смыть грехи" в крещенской проруби тем, кто ходил в "личине". Колядовщиков, как правило, в дом не пускали, одаривая на пороге; христославов же, напротив, приглашали в избу.

"Щедрик" Николая Леонтовича

На Украине колядки назывались щедровками (укр. «щедрiвки»). В наши дни их принято петь на Щедрый вечер, в канун Старого Нового года. Одной из таких святочных песен является «Щедрик». В ней поется о ласточке, обещающей хозяевам процветание в будущем году. Упоминание птицы, улетающей на зиму в теплые края, наводит на мысль, что щедровка возникла еще в языческие времена, когда Новый год встречали на весеннее равноденствие.

Эта народная песня очаровала украинского композитора Николая Дмитриевича Леонтовича, который посвятил работе над произведением десятки лет. Первую редакцию хоровой обработки «Щедрика» он представил в 1901 году, а пятая была готова спустя почти двадцать лет. В 1916 году её блестяще исполнил хор Киевского университета. Обработка «Щедрика» сделала Леонтовича известным композитором.

Николай Дмитриевич Леонтович

Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
«Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару, –
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей,
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва».
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.

В октябре 1921 года Украинский национальный хор под руководством Александра Кошица представил «Щедрика» в Carnegie Hall, покорив сердца местной публики. Американский композитор украинского происхождения Петр Вильховский (Peter Wilhousky) сочинил новый текст на английском языке, превратив традиционную щедровку в рождественскую песню. Мелодия напомнила ему звон колокольчиков, что подсказало основную идею и обусловило выбор названия.

Так родилась ныне всем известная Carol of the Bells. На радио она впервые прозвучала во времена Великой депрессии, но авторские права Вильховский зарегистрировал лишь в 1936 году. С сороковых годов песню часто записывают разные музыканты, известно более ста пятидесяти версий композиции. 

Предлагаем послушать "Щедрик" Николая Леонтовича в исполнении учеников воскресной школы - хора "Камертон" под руководством М.В. Галечик

Аудио