Антиминс

Антиминс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие») - четырёхугольный плат с вшитыми в него частицами мощей какого-либо христианского мученика, необходимый для совершения литургии.

В первые века христианства Литургию принято было совершать на гробах христианских мучеников. Впоследствии вместо гробов стали использовать престол - четырёхугольный стол, в который стали вкладывать частицы мощей мучеников или просто святых, после чего епископ освящал престол и весь храм. И только после освящения можно было на этом престоле совершать службу.

Но в истории христианства часто бывали случаи, когда оперативно освятить храм нет возможности, а проводить службу надо. Например, если храм ещё только строится, или он расположен в труднодоступном месте, куда епископу добраться сложно, или возникла необходимость служить литургию там, где храмов вовсе нет - например, в чужой стране, которую священник посетил с миссионерской миссией. Или священник уходил в затвор в пустыню.

В подобных случаях стали использовать замену престолу - антиминс. Также возможно воспользоваться им в случае, если какое-то чрезвычайное происшествие (пожар, артобстрел, наводнение, землетрясение и т.п.) прерывает литургию, и священнику необходимо дослужить её в безопасном месте.

Таким образом, антиминс был заменой престолу и был необязателен в храме, который освящён полным чином, и этот принцип соблюдался в Греции и в Древней Руси. Однако Собор Русской Церкви 1655 года постановил, чтобы антиминс был в любом храме, даже освящённом, и этой традиции в Русской Церкви придерживаются и поныне. Антиминс сейчас является обязательным атрибутом Литургии: на него ставятся сосуды для Причастия - потир и дискос.

К антиминсу, как и к престолу, могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан, причём диакон должен быть в полном облачении (стихарь, орарь и поручи), а на священнике должны быть епитрахиль и поручи (во внебогослужебное время фелонь необязательна).

Антиминс является собственностью архиерея и средством разрешения проведения богослужений в его отсутствие. Всякий раз, когда архиерей посещает церковь или монастырь в его подчинении, он входит в алтарь и проверяет антиминс, чтобы убедиться, что о нём должным образом заботятся, и что это на самом деле тот, который он выдавал.

Для проведения богослужений антиминс должен быть освящён и подписан правящим архиереем епархии, в которой находится храм. По сути, антиминс является документом, дающим право служить Литургию: на нём ставятся дата освящения, подпись архиерея, выдавшего антиминс, название храма (престола). Согласно постановлению Синода от 1735 года старые, обветшавшие и вышедшие из употребления антиминсы хранятся как святыни в ризницах кафедральных соборов, а с 1842 года ведётся их реестр.