Литургия

            

Н.В. Гоголь. "Размышления о Божественной Литургии"

В последние годы своей жизни Николай Васильевич Гоголь работал над удивительным произведением - "Размышления о Божественной Литургии". Работал над этим сочинением писатель с 1845 года и закончил его за несколько месяцев до смерти. Опубликованы "Размышления" уже после кончины писателя. Цель этого духовно-просветительского труда, как её определил сам писатель, «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия юношам и людям, ещё начинающим, ещё мало ознакомленным с её значением». Предназначена книга была самому широкому кругу читателей и неоднократно переиздавалась в дореволюционной России.

Интерес к Литургии возник у писателя ещё в юности. Школьный приятель Гоголя Василий Любич-Романович вспоминал, что тот в церкви «молитвы слушал со вниманием, иногда даже повторял их нараспев, как бы служа сам себе отдельную Литургию...». А однажды «Гоголь, недовольный пением дьячков, зашел на клирос и стал подпевать обедню, ясно произнося слова молитв, но священник, услышавший незнакомый ему голос, выглянул из алтаря и, увидев Николая Васильевича, велел ему удалиться...»

Гоголь много лет изучал богословскую литературу. Одним из главных пособий в работе над книгой служило Гоголю «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию...» Ивана Дмитревского (М., 1803), неоднократно переиздававшееся. В качестве образца и краткого пособия для последовательного изложения хода Литургии Гоголь взял статью духовного писателя и историка церкви Андрея Николаевича Муравьёва «О Литургии». Изучал писатель также и другие богословские работы, посвящённые Литургии.

Стоит иметь в виду, что названные сочинения по литургике служили Гоголю в качестве пособий. «Размышления о Божественной Литургии», в которых органично сочетаются богословская и художественная стороны, представляют собой совершенно оригинальное произведение и один из лучших образцов русской духовной прозы.

Судьба окончательной редакции «Размышлений...» остаётся неизвестной (существует версия, что текст был по ошибке сожжён самим автором в ночь на 12 февраля 1852 года). Рукопись дошла до нас в отрывках, созданных и переписанных в разное время. После смерти Гоголя рукопись книги была обнаружена вместе с уцелевшими главами второго тома «Мёртвых душ».

Первое обнародование сочинения Гоголя состоялось уже после его смерти, 16 мая 1852 г. Степан Петрович Шевырев, занимавшийся разбором гоголевских бумаг, прочел «Объяснение на Литургию» на вечере у попечителя Московского учебного округа, председателя Московского цензурного комитета Владимира Ивановича Назимова.

Рукопись долго не была издана: сначала находилась у Шевырева, потом - у святителя Филарета, митрополита Московского, который намеревался внести в неё исправления. В 1856 г. рукопись была отправлена в Петербургскую Духовную цензуру. Цензурный комитет нашел, что в книге Гоголя «при множестве прекрасных мыслей встречается немало объяснений обрядов богослужения произвольных и даже неправильных; есть даже выражения, противные учению Православной Церкви. Посему и размышления эти не могут быть одобрены в настоящем их виде». В сентябре 1856 г. рукопись была издана с существенными цензурными правками. Были устранены недочеты, происшедшие, с одной стороны, от недосмотра автора, с другой - от того, что Гоголь, вероятно, не был осведомлён о некоторых деталях богослужения, совершаемого в алтаре.

Издание было рекомендовано Министерством народного образования библиотекам низших училищ и бесплатным народным читальням, а Святейшим Синодом допущено в библиотеки церковных школ и те же народные читальни. Труд был издан, как и задумывалось автором, книжечкой небольшого формата, удобной для постоянного ношения с собой и использования. О том, что Гоголь успешно справился со своей задачей ознакомления молодых людей со смыслом православного богослужения и очередностью его действий, говорит тот факт, что Императрица мученица Александра Феодоровна в целях объяснения Цесаревичу Алексию обедни читала вместе с ним «Размышления о Божественной Литургии» Гоголя.

В советское время «Размышления» не переиздавались ни разу до 1990 года. Произведение не было включено в Полное собрание сочинений Гоголя, изданное в советское время, как якобы «не имеющее прямого отношения к литературной деятельности Гоголя и представляющее узко биографическое значение».

Одно из последних зарубежных изданий вышло в Копенгагене в 1991 г. с предисловием преосвященного Марка, архиепископа Берлинского и Германского. «Труд Н.В. Гоголя, - говорится в нем, - для нас представляет великую ценность потому, что он исходит не из-под пера профессионального богослова, а простого верующего. Этим гоголевские «Размышления...» будут способствовать современному человеку, не имеющему никакого молитвенно-литургического опыта, не говоря уже о духовном образовании, вникнуть в смысл вечно новой Божественной Литургии. Кто прочтет настоящую книжечку внимательно, тот, мы уверены, сможет почувствовать глубину духовного света, изливающегося непосредственно из Источника Света, из Вечной Премудрости, из Непрестающей Любви, Самой Пресвятой Троицы, которая открывается нам в Божественной Литургии».

Именно благодаря своему поэтическому таланту Гоголь смог создать уникальной красоты и глубины произведение, передающее нам дух и красоту самого главного богослужения православной Церкви.

ЧИТАТЬ "РАЗМЫШЛЕНИЯ..."