Храм Казанской иконы Божией Матери в посёлке Вырица

В 1913 году в Российской Империи торжественно и широко отмечалось 300-летие царствования Дома Романовых. Это был юбилей не только царской фамилии, но и всей страны, преодолевшей смуту с воцарением династии Романовых на Московском престоле. В память этого знаменательного события возводилось много храмов: собор Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице в Петербурге, Феодоровский Государев собор в Царском Селе, храм Преображения Господня в Тярлево. В память 300-летия Дома Романовых было решено строить храм и в Вырице.

Современный посёлок Вырица, расположенный в 60 километрах от Санкт-Петербурга, в излучине реки Оредеж, сформировался на рубеже XIX–XX веков. Благодаря железнодорожному сообщению с Северной столицей (по Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге) он стал быстро застраиваться и развиваться. Этому обстоятельству также способствовала идея устройства городскими властями новых дачных поселений в пределах Царскосельского уезда. Наиболее известные здесь места летнего отдыха петербуржцев – Царское Село и Павловск – к началу ХХ века были полностью застроены дачами.

В «Новом путеводителе Петербурга и его окрестностей» за 1909 год о «будущем городе» Вырица читаем: «По имению проходит железная дорога с пятью станциями, 9 паровых поездов ежедневно. Проложено 18 верст шоссейных дорог, и 8 верст трамвая; церковь, телефон с Санкт-Петербургом, почта, аптека и все удобства. Берег чудной реки Оредеж оставлен в общественном пользовании… Будет строиться театр…»

Чистая речная вода, сухие песчаные берега и огромный лесной массив, состоящий из сосновых и еловых боров, создали исключительно благоприятный микроклимат для летнего отдыха.

По площади застройки Вырица превзошла Павловск и Царское Село. В связи с этим летом 1912 года на общем собрании жителей посёлка была признана желательность второго православного храма (первой была церковь святых апостолов Петра и Павла, освящённая в 1908 году). В том же 1912 году, в канун юбилея, было учреждено Братство в честь Казанской иконы Божией Матери под председательством протоиерея Порфирия Десницкого. Будущую Казанскую церковь решили строить на пересечении Магистрального проспекта (ныне Кирова) и Ракеевской улицы по проекту архитектора Михаила Витольдовича Красовского (1874–1939) при участии Владимира Петровича Апышкова (1871–1939).

Торжественная закладка Казанской церкви состоялась в июле 1913 года, а через год, 6 июля (19 июля н.ст.) 1914 года, храм освятил епископ Гдовский Вениамин (будущий митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик). Храм Казанской иконы Божией Матери стал архитектурной и смысловой доминантой Княжеской долины. Архитектор применил оригинальные конструктивные решения, которые позволили создать самую высокую шатровую церковь в окрестностях Петербурга — 41,5 м до основания креста. В пояснительной записке к проекту М. В. Красовский пишет: «…авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквах олонецких и вологодских, совмещая их с требованиями нынешней техники». В основе архитектурно-планировочного решения лежит крест, усложнённый приделами-верандами.

По описанию М. В. Красовского, «композиция построена на энергичной пластике выступающих кровель, крылец, необыкновенной звонницы — трёхпролётной, выполненной в виде прорезанных срубов и установленной на западной оконечности притвора». Холодные остеклённые приделы, расстекловка окон которых напоминает гульбища северных деревянных церквей, дают прохладу летом и являются холодными тамбурами в морозные зимы. Наличие трёх равновеликих входов позволяет в летнее время проводить богослужение при большом стечении молящихся. Церковь проектировалась авторами как летняя, однако в 60-х годах прошлого века в хозяйственном подвале была установлена котельная.

В храме три придела. Главный освящён в честь Казанской иконы Божией Матери (21 июля и 4 ноября), южный придел — во имя святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (22 мая и 19 декабря). Малый храм во имя преподобного Серафима Саровского (15 января и 1 августа) и преподобного Алексия человека Божия (30 марта) располагается внизу с северной стороны. Он был устроен и освящён позднее, в 1920-х годах.

Особых слов заслуживает организация внутреннего пространства церкви. Очевидно, выдающийся архитектор М. В. Красовский хорошо знал православное богослужение. Это касается не только алтаря, максимально приспособленного для службы, но и устройства и расположения оконных проёмов, дающих восхитительное движение света во время Литургии и в продолжение Всенощного бдения. Благодаря оригинальным золотистым стёклам, предусмотренным проектом, интерьер даже в пасмурную погоду наполняется «солнечным» светом. Тонкой резьбы дубовый иконостас с изысканной живописью строгановского письма был выполнен фирмой «Сыновья П. И. Оловянникова» по рисункам М. В. Красовского. По замыслу зодчего иконостас предполагался низким, в два яруса, позволяющим световому потоку из трёх очень больших алтарных окон переливаться поверх преграды в церковь к молящемуся народу.

Однако главный иконостас Казанской церкви в 1921 году был заменен иконостасом из Никольской церкви приюта братьев Брусницыных (Санкт-Петербург, Косая линия В.О., 15). Не менее изящный сам по себе, он в определённой степени исказил пространственную идею храма. Первый иконостас был перенесён в придел святителя Николая.

Иконостас из Никольской церкви заслуживает отдельных слов. Созданный в 1897–1898 годах на фабрике братьев Брусницыных, он был украшен работами профессора исторической живописи Н. А. Кошелева (1840–1918), одного из авторов главных росписей храма Христа Спасителя в Москве. Основные иконы были утрачены во время Великой Отечественной войны. В Казанской церкви сохранились всего пять произведений:

— тондо «Святая Троица» в иконостасе,
— икона святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены,
— иконы «Всех скорбящих Радость» и «Благословение детей»,
— мозаичная икона святителя Николая, выполненная по эскизу Кошелева известным мозаистом — профессором Академии художеств М. И. Зощенко (1857–1908), отцом известного писателя.

1936 год. Осиротевший храм, колокола сброшены
1936 год. Осиротевший храм, колокола сброшены

 

В 1930 году после закрытия Александро-Невской лавры в Вырицу переехал духовник лавры — 64-летний старец иеросхимонах Серафим (Муравьёв) (причислен к лику святых в 2000 году). В 1938 году, накануне войны с Финляндией, Казанскую церковь закрыли. Иконы, убранство, церковную утварь служителям и прихожанам удалось сохранить.

В годы Великой Отечественной войны фашистские войска оккупировали Вырицу. Однако здесь разместилось подразделение, сформированное из румынских солдат, которые в большинстве своём были православными. В начале войны местные жители добились у немецкого командования открытия Казанской церкви. Она не закрывалась и после победы над фашистами.

После 1959 года, во время правления генсека Н. С. Хрущёва, снова появилась угроза закрытия храма в Вырице: на то появилось распоряжение уполномоченного по Гатчинскому району. На защиту Казанской церкви встали её прихожане и жители посёлка: верующие с ходатайством отправились в Москву, в Президиум Верховного Совета, и добились отмены решения о закрытии церкви.

Прот. Порфирий Десницкий,
первый настоятель храма

Первым настоятелем Казанской церкви был протоирей Порфирий Десницкий. Он служил здесь вплоть до своей смерти в 1935 году. В 1930-м благодаря его стараниям удалось избежать закрытия храма. Летом 1945 года настоятелем был назначен протоиерей Алексий Кибардин. Отец Алексий прошёл через долгие годы лагерей и ссылок, сумев сохранить светлую веру и любовь к ближним. Настоятелем Казанской церкви он служил до своего очередного ареста и заключения в 1950 году.

В разные годы настоятелями храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице были следующие священнослужители:

— Протоиерей Владимир Богданов (по неточным данным, 1935-1938);
— Иеромонах Лин (по неточным данным, зима 1941-1942);
Священник Иоанн Молчанов (1944-1945);
Протоиерей Михаил Иванов (1950-1959);
Протоиерей Александр Щедрин (1959-1960);
— Протоиерей Николай Фомичев (1960-1961);
— Протоиерей Алексий Супик (1961-1962);
Протоиерей Александр Мощанский (1966-1968).

Прот. Алексий Коровин,
настоятель храма с 1968 по 2005 гг.

В 1942 году причт Казанской церкви состоял из нескольких священников, имена которых пока не удалось выяснить. Долгие годы — с 1968-й по 2005-й — настоятелем Казанской церкви в Вырице служил митрофорный протоиерей Алексий Коровин, положивший немало трудов для прославления вырицкого старца — иеросхимонаха Серафима (Муравьёва). Стараниями отца Алексия в 1980-х годах был воссоздан утраченный нижний храм. В нём задолго до канонизации появились изображения святых страстотерпцев — царя Николая и царицы Александры, что получило одобрение тогдашнего митрополита Алексия, ныне покойного Патриарха.

С 2005 года настоятелем вырицкой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери служит протоиерей Георгий Преображенский.

Главными святынями храма являются мощи преподобного Серафима Вырицкого, которые покоятся под спудом в часовне у северной стороны храма; Казанская икона Божией Матери (родовая икона семьи Муравьёвых), епитрахиль преподобного, частицы святых мощей преподобного Серафима Саровского, преподобного Никандра Городноезерского, великомученицы Екатерины и священномученика Антипы. Также в храме находятся особо почитаемые верующими образы: Иверская икона Пресвятой Богородицы, принадлежавшая женскому монастырю в Вырице, закрытому в 1930-х годах; великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Серафима Саровского (келейные иконы святого Серафима Вырицкого, подаренные храму его родственниками).

 

Часовня преп. Серафима Вырицкого.
Здесь покоятся мощи святого и схимонахини Серафимы.

В часовне рядом с могилой вырицкого старца находится могила схимонахини Серафимы, келейницы преподобного и его супруги до принятия ими монашеского пострига.

На территории храма находится источник с целебной водой, имеются свидетельства об исцелении болящих, употреблявших эту воду.

На протяжении многих лет со дня освящения благолепие Казанской церкви сохраняется и преумножается посильными стараниями её настоятелей и прихожан. В 2000 году проведена комплексная реставрация здания с удалением многолетних красочных наслоений и покрытием защитно-декоративным составом, соответствующим историческому колеру (изначально храм был обработан смесью горячей олифы, сосновой смолы и чёрного лака). За последние несколько лет установлены современные системы отопления, электроснабжения и пожарной безопасности, благоустраивается территория храма, установлена вечерняя подсветка. После реставрации деревянного сруба звонницы здесь появились новые колокола, самый большой из которых весит 800 килограммов.

Часовня преподобного Серафима Вырицкого

В храме отреставрированы многие иконы, в том числе запрестольный образ Спасителя работы Н. А. Кошелева, взамен утраченных икон написаны новые. При храме действует воскресная школа, организованы детские творческие кружки.

Аудио: колокольный звон Казанского храма. 

Аудио