Михаил Витольдович Красовский

 

М.В. Красовский. Фото начала ХХ века. Из семейного архива Красовских. 

Михаил Витольдович Красовский был потомственным инженером и архитектором. Отец Михаила - инженер Витольд Аполлинарьевич, мать Екатерина Петровна Преображенская - дочь священника. Дед - архитектор Аполлинарий Каэтанович Красовский, специалист по гражданской архитектуре, профессор, преподавал архитектуру в ряде технических вузов Петербурга. Автор ряда статей по вопросам строительной и транспортной техники, книги «Гражданская архитектура. Части зданий». Изданная в 1851 году, эта книга представляла собой учебник по строительному делу и конструкциям гражданских зданий. Основал преподавание гражданской архитектуры как науки в высших учебных заведениях. Сформулировал тезис: «Лозунг наш — преобразование полезного в изящное».

Архитектор Аполлинарий Каэтанович Красовский (1817-1875), дед Михаила Витольдовича.

Михаил Витольдович родился в Одессе 1 (14) февраля 1874 г. Впоследствии семья Красовских переехала в Москву, где Михаил окончил 1-ю московскую гимназию. В аттестате только история и Закон Божий были отмечены пятёрками, остальные же дисциплины были оценены на тройки и четвёрки. Окончив гимназию, юноша поступает в Институт гражданских инженеров в Петербурге. Выбор института был определён, с одной стороны, семейной традицией (дед и отец), а с другой — способностью Михаила к рисованию: с юношеских лет он писал маслом пейзажи, а в дальнейшем прекрасно овладел и акварельной техникой.

По окончании института Михаил Витольдович женится на Любови Константинове Стребковой (после развода в 1914 году она вышла замуж за Владимира Петровича Апышкова, чьё имя тоже связывают со строительством вырицкого Казанского храма). Осенью 1900 года родился их единственный ребенок, дочь Ирина. (Она умерла в эвакуации 26 февраля 1942 года). Осенью 1900 года Михаил Витольдович был зачислен младшим помощником инспектора в Институт гражданских инженеров, в 1902-1903 годах уже преподавал архитектурное черчение, а затем, по прочтении пробной лекции, был назначен «преподавателем истории архитектуры, архитектурных форм и ордеров».

Е.П. Преображенская и В.А. Красовский - родители М.В. Красовского. 1870-е гг. 

Одной из тем научного интереса архитектора стало древнерусское деревянное зодчество. Это была эпоха пробуждения в русской культуре и науке интереса к истории, этнографии, археологии, фольклору, попытки сохранить древние традиции в противовес развитию модерна, организуются экспедиции. В 1890 году Этнографическое отделение Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге начинает выпускать журнал "Живая старина". На волне интереса к народной культуре во второй половине XIX века стали привлекать к себе внимание исследователей и памятники деревянного зодчества. Вслед за учёными и архитекторами потянулись на Русский Север живописцы.

В 1910 году вышел в свет первый том «Истории Русского искусства». И. Э. Грабарь в соавторстве с Ф. Ф. Горностаевым написал для него главу «Деревянное зодчество русского Севера». В те годы Михаилом Красовским был издан первый большой труд по истории архитектуры «Очерки истории московского периода древнего русского церковного зодчества», законченный в 1909 году и получивший тогда же премию Уваровского московского археологического общества. Этот труд вышел из печати в 1911 году. В то же время (1905-1915) Михаилом Витольдовичем было опубликовано около двадцати пяти статей в «Зодчем», в «Известиях Археологической комиссии» и в «Известиях Общества гражданских инженеров». 28 марта 1914 г. архитектор становится членом-корреспондентом Императорского Московского Археологического Общества.

Обобщающим итогом работы дореволюционной науки стал объёмный труд - первый том «Деревянное зодчество» в «Курсе истории русской архитектуры» М. В. Красовского. Он был написан во время Первой Мировой войны и вышел в свет в 1916 году.

М.В. Красовский - студент Института гражданских инженеров императора Николая I. Конец 1880 - начало 1890-х гг. Из семейного архива Красовских.

Архитектор не ограничивается одними исследованиями. На рубеже веков он занимался проектированием и частной строительной практикой. Вот то немногое, что им было осуществлено в этой области: пятиэтажный дом Комитета попечительства о русской иконописи на Надеждинской улице (ныне ул. Маяковского), № 27, вероятно, корпус во дворе, сильно перестроенный; Шереметевский пассаж (Литейный проспект, № 53), два дома, находящиеся у нынешнего Сенного рынка (на территории так называемой Вяземской лавры).

Церковь Казанской Божией Матери в поселке Вырица — единственное архитектурное сооружение, доведенное Михаилом Витольдовичем до конца согласно первоначальному замыслу. В этом проекте в полной мере раскрылся талант и накопленные знания архитектора. Здание храма было построено в шатровом стиле, по древней традиции без единого гвоздя. Архитектор применил оригинальные конструктивные решения, которые позволили создать самую высокую шатровую церковь в окрестностях Петербурга — 41,5 м до основания креста. В пояснительной записке к проекту М. В. Красовский пишет: «…авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквах олонецких и вологодских, совмещая их с требованиями нынешней техники». В основе архитектурно-планировочного решения лежит крест, усложнённый приделами-верандами.

Хорошо знакомый с особенностями православной службы, архитектор применил инженерные решения, позволяющие создать потрясающий эффект освещения во время богослужения. В основном помещении церкви есть только небольшие окошки с мелкой расстекловкой, расположенные высоко над головой, и большую часть времени в храме царит полумрак. Окошки расположены таким образом, что свет в них проникает только во время богослужения, падая на молящихся яркими пучками. Для усиления эффекта окна были застеклены оранжевым стеклом. Контраст с основным храмовым пространством составляет алтарное помещение, в котором расположены три огромных, от пола до потолка, окна. По замыслу зодчего иконостас предполагался низким, в два яруса, позволяющим световому потоку из трёх очень больших алтарных окон переливаться поверх преграды в церковь к молящемуся народу.

Алтарное помещение Казанского храма в Вырице.

К сожалению, первоначальный замысел архитектора был искажён. Спасённый в 1921 году от уничтожения большевиками иконостас из Никольской церкви приюта братьев Брусницыных (Санкт-Петербург, Косая линия В.О., 15) занял место родного иконостаса. Заметно более высокий, с тяжёлыми пропорциями, созданный в русско-византийском стиле, он затенил помещение церкви, а родной иконостас строгановского письма был перемещён в придел святителя Николая. А третье, центральное окно в алтаре было закрыто иконой Христа Спасителя.

Храм был построен в рекордные сроки: торжественная закладка Казанской церкви состоялась в июле 1913 года, а уже через год, 6 (19) июля 1914 года, храм освятил епископ Гдовский Вениамин (будущий митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик). Несмотря на это, храм до наших дней ни разу не нуждался в капитальном ремонте, что говорит об очень высоком качестве строительства; и многие паломники поначалу не верят, что храм уже отметил своё столетие.

М.В. Красовский у построенной по его проекту Казанской церкви в Вырице. 1914-1915 гг. Из семейного архива Красовских. 

Наступили тяжёлые времена. Первая мировая война, революция, гражданская война... В двадцатые годы, в связи с упразднением в программе учебных дисциплин курса истории архитектуры, Михаил Витольдович остался без работы. Чтобы прокормить семью (во втором браке, с Марией Николаевной Зиновьевой, двоюродной сестрой его первой жены, родилось двое детей - Вера и Юрий), архитектор берётся за разную работу, далёкую от его специальности - типографский рабочий, художник, в 1928 г. поступает на службу инженером в строительный отдел «Гипромеза», потом в выделившемся из него "Гипроруде".

15 апреля 1939 года Михаил Витольдович мирно отошёл ко Господу. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

* Дату рождения указываем по сведениям, опубликованным сыном архитектора Юрием Михайловичем Красовским в его воспоминаниях об отце (Ю.М. Красовский. История Петербурга № 5 (21). 2004. с. 11-24).