Активное познание воли Божией - исполнение заповедей

Проповедь иеромонаха Тихона (Васильева) 10 августа 2024 г., в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.)

Со святым днём, дорогие братья и сёстры! С праздничным днём! На аналое есть икона Святцы этого месяца, и там маленькая икона Пресвятой Богородицы. Сегодня мы празднуем Смоленскую икону Пресвятой Богородицы, вспоминаем дела и чудеса Пресвятой Богородицы, которыми Она покрывала нашу землю русскую.

И вот Смоленская Одигитрия - защитница наших западных пределов. Поэтому сегодня в эти дни особенно мы молимся Пресвятой Богородице, просим защитить людей от всякого зла и помочь нашему войску в брани, потому что, как мы знаем, особенно молились во время нашествия объединённой Европы под предводительством Наполеона перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы. Была она взята при отступлении русским войском из города Смоленска. А икона эта древняя, ещё византийская, пришла к нам с византийскими принцессами на землю русскую. И потом многие годы хранилась и в киевской земле, потом вот перешла с князьями, когда удельное уже пошло раздробление, в Смоленск. Потом была долгие годы, много десятков лет, так сказать, под таким католическим гнётом в литовских землях, а потом вернулась уже в землю русскую, единую. Такая длинная история.

И вот самая прославленная недавняя — это как раз война 1812 года, когда икона Пресвятой Богородицы была взята отступающим русским войском, и молились перед ней, особые молитвы всё время служили. Все молились тогда: и солдаты простые, и полководцы, и, конечно, приснопоминаемый полководец Михаил Илларионович Кутузов. И Господь вразумлял их, как поступать правильно, как нужно сделать так, чтобы защитить землю русскую. Поэтому, конечно, все должны объединиться в молитве, и люди, и все сыны нашего Отечества. И тогда Господь поможет.

Сегодня мы слышали Евангелие. Какое Евангелие? Все помнят? Какие там слова были? И апостольское чтение тоже прекрасное сегодня было. Апостол Павел говорил сегодня о чём? Нужно стремиться нам волю Божию познавать. Познавайте волю Божию в своей жизни, а это что значит? Что надо активно это познавать. Это не значит, что: "А, что будет, то будет". Это не познание воли Божией. "А, что Господь Бог даст, то, значит, и будет, и всё. А, я ничего не делаю". Нет. Активное познание воли Божьей. Активное познание — это значит исполнение заповедей, значит, молитва напряжённая. Тогда Господь откроет Свою волю и будет участвовать в вашей жизни. Если человек ищет себе покоя, то тогда Господь его оставляет.

Вот сегодняшнее Евангелие как раз о чём было? Там такие слова суровые были сказаны, о том, что кто любит сына своего, отца, или матерь, или жену, или кого-то из чад паче Мене, то есть, больше, чем Меня, тот не может называться Моим учеником. И кто душу свою сберегает, тот её потеряет. Такие парадоксальные слова на самом деле. И как бы таким простым умом житейским непонятно, что это значит — погубить душу свою. То есть это парадокс, понимание того, что духовная реальность - так её не разложишь по полочкам, не просчитаешь. А более всего это говорит о том, что именно нужна активная позиция, не нужно искать покоя себе.

Что такое потерять душу? Это как раз значит лишиться покоя. Мы теряем душу свою всякий раз, когда мы переживаем, стремимся помочь какому-то человеку ближнему, переживаем, молимся, стремимся пересилить себя, страсть какую-то победить. Вот это значит, мы теряем, можно сказать, свою душу, теряем покой душевный. Покой не может быть достигнут ни в каких таких вот мирских делах и ни в каких наших расчётах. Вот мы сейчас придумали себе, что мы хорошие, деньги заработали или ещё что-то, вот мы будем теперь спокойны. Это ложный покой, не будет никакого покоя до того, пока Господь сам не придёт, пока мы не возьмём иго Его лёгкое на себя, пока мы не начнём заповеди исполнять, пока мы душу свою не будем распинать, свои страсти умерщвлять, пока мы не будем ближним помогать, о них заботиться, о них думать. И полностью забудем себя, потеряем душу, то есть перестанем думать о себе, а будем уже думать о других полностью.

Когда мы вот так будем жить, вот это будет жить по-христиански, тогда мы сможем сказать о том, что мы действительно ученики Христовы, и тогда действительно придёт уже Благодать Божия в наши души. И вот тогда Господь даст истинный покой этому человеку, который стремится вот так полностью к Господу, и вот к этому покою мы должны стремиться. Через лишения, через страдания, через преодоление себя. Вот такой парадоксальный путь предлагает нам Церковь Христова. Но этот путь, который прошли многие, который, так скажем, работает, об этом свидетельство Церкви.

Здесь нет ничего страшного, возьмите действительно иго Христово на себя, не бойтесь, не ищите вот этого покоя, не отталкивайте других людей от себя, не ищите этого мнимого покоя, который на самом деле очень легко разрушается. И это всё иллюзия такая, мы на минуты создаём себе какой-то покой, сами создаём его, а не Господь нам даёт. Понимаете, ищите же воли Божией, и когда будет воля Божья, Господь пошлёт нам тогда настоящее истинное утешение и покой. А мы должны трудиться, а мы должны молиться и должны стремиться исполнять заповеди Божьи до последнего нашего издыхания. Аминь.
 

Аудио