Будем стараться стать радостью для скорбящих

 Проповедь иерея Сергия Чекоданова 5 августа 2024 г., в день празднования иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! В сегодняшний день святая Церковь празднует память иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В нашем храме это особенно почитаемый образ, который встречает всех молящихся практически сразу около входа - большой холст, несколько метров высотой, который был привезён в наш храм в 1919 году вместе с другими иконами, иконописными картинами кисти Николая Андреевича Кошелева.

История обретения в нашем храме этого образа связана неразрывно с именем первого настоятеля нашего храма приснопоминаемого протоиерея Порфирия Десницкого. Отец Порфирий служил в Петербурге, но будучи приглашен вырицкими дачниками - именитыми, богатыми вырицкими дачниками, - стать председателем общества почитателей Казанской иконы Божией Матери, ревностно взялся за то, чтобы устроить здесь прекрасный храм. И храм этот был не только посвящен трёхсотлетию Дома Романовых, таким образом вписался в исторический контекст нашего государства, но и выдержан в древнерусском стиле.

Однако уже спустя несколько лет после постройки (храм был открыт и освящен в 1914 году) в нашем государстве всё сильно переменилось, всё то, что было свято и дорого для большинства наших граждан, вдруг оказалось ненужным, невостребованным, даже гонимым.

И вот на волне этого нового отношения новой революционной власти к религии стали закрываться храмы. Многие храмы закрывались, священнослужители преследовались, но отец Порфирий узнал о том, что на Васильевском острове храм, с котором он был духовно связан, закрывается, храм предается запустению, и то, что должно быть в этом храме, должно быть просто уничтожено, условно говоря, распилено на дрова. И вот в 1919 году, когда в революционном Петрограде священнику в подряснике и появиться-то не всегда на улице было безопасно, именно тогда отец Порфирий предпринимает фантастическую операцию по перевезению в новопостроенный и окормляемый им храм Казанской иконы Божией Матери иконостаса и образов из церкви приюта братьев Брусницыных - вот этой закрытой церкви.

Приют братьев Брусницыных был устроен для девочек-сирот и являлся одним из многих учреждений, которые эти именитые купцы, занимавшиеся кожевенным производством в течение нескольких поколений, устроили для своих рабочих. То есть не только прибыль, не только желание как можно больше заработать присутствовало, но достаточно много различных забот о тех людях, которые, собственно говоря, устраивали им богатство, осуществляли братья Брусницыны. В частности, этот приют - в нём девочки могли получить образование, жили, будучи полностью обеспечиваемы всем. Это был не государственный приют, а именно содержался он на частные деньги вот этих богатых фабрикантов Брусницыных. Можно представить себе, всегда, когда говорится что-то про сироток, сразу же представляете себе что-то такое бедненькое, забытое, убогое. Но для того, чтобы понять, каков был этот храм, достаточно взглянуть на этот иконостас, который отец Порфирий перевёз и установил в нашем храме.

Вот за моей спиной этот иконостас находится. Посмотрим на него, представим себе размеры этого храма, масштаб, да, каким образом был устроен он, и восхитимся и приведём свою фантазию в такое состояние, представим себе, как был устроен этот приют, что храм в нём содержал такой вот красивый иконостас, иконы для которого написал именитый художник, профессор Художественной Академии Николай Андреевич Кошелев. И вот кошелевское письмо вместе с иконостасом было спасено отцом Порфирием. Одному Богу ведомо, как это было устроено, как так получилось, что он смог вывезти этот огромный иконостас и огромные иконы из Петербурга, потому что даже в наше время потребовался бы, наверное, мощный грузовик, и может даже не один, фура какая-то такая. Ну, а в те времена на подводах, на лошадях - это совершенно что-то такое невообразимое.

Вот таким образом в нашем храме оказался иконостас, оказались иконы Христа, благословляющего детей, и икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость", которые теперь встречают всех входящих, заходящих в наш храм, и являются связующим звеном с вот этим храмом. Потому что, помимо древнерусской стилистики, в которой был выдержан изначально весь храм, и которая, конечно же, была нарушена привезением сюда такого рода живописи, которая никак не вписывалась в древнерусский стиль. Но отец Порфирий понимал, что главное здесь не только внешний художественный стиль, но и дух - дух милосердия, дух заботы о ближних, дух заботы о страждущих, который желал воспринять он сюда, в эту церковь.

И, взирая на образ Божьей Матери "Всех скорбящих Радость", мы действительно вверяем Ей до сих пор, вверяем Ей всех людей, которые так или иначе нуждаются в Её молитвенном предстательстве, те, кто нуждаются, те, кто по каким-то причинам страдают, и просим мы у Божьей Матери, чтобы Пресвятая Богородица помогла перенести страдания, облегчила по возможности эти страдания там, где это невозможно облегчить нашими человеческими руками. Мы, конечно же, и сами постараемся сделать своё сердце мягче и милосерднее, так чтобы чужая боль не была для нас чужой, и чужая скорбь не была для нас чужою, но чтобы мы, обращаясь к Матери Божией, и сами тоже старались быть хотя бы если не для всех скорбящих радостью, то хотя бы для какого-нибудь одного скорбящего человека, или болящего, или нагого, или обидимого, и ещё подобным образом нуждающегося в помощи, быть радостью и проводником Божьего милосердия и любви. Аминь.

Аудио