Будем вдохновляться мужеством и верой мучеников

Проповедь иерея Михаила Журавлёва 14 августа 2024 г., в день празднования Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня, братья и сестры, Церковь празднует праздник Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Этот Праздник всегда совершается в начале Успенского поста, и этот праздник появился в Византии, когда, как известно, в августе в Константинополе зачастую возникали всякого рода болезни, поветрия, поэтому для того, чтобы люди с молитвой обращались к Богу, выносились Честные Древа Христа Господня из царского казнохранилища и полагались в церкви, на престоле Божьем, и давалась возможность людям помолиться перед Святым Крестом Господним. А также священники Святой Софии выходили на дороги, на распутья в городе и там совершили молитвенные литии об исцелении людей.

И точно так же с этим Праздником связано освящение воды, потому что в Святой Софии Константинопольской была такая традиция, что воду освящали каждый месяц. Водосвятие происходило каждый месяц, первого числа месяца, за исключением января, когда совершалось Великое освящение воды 6 января. А так каждый месяц 1-го числа совершалось освящение воды. Вот и мы в этот день тоже выносим крест на середину храма, чтобы поклониться Кресту Христову, и освящаем воду для пользы и во благо всем верующим христианам.

И сегодня также ещё Церковь вспоминает и прославляет семь мучеников Маккавейских, и матерь их Соломию и учителя их Елеазара. Как вы знаете, Библия делится на две части - Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет составляет примерно три четверти объёма Библии, и Новый Завет - одну четверть. И вот в конце Ветхого Завета там, в русской Библии и в греческой Библии, находятся три книги, которые считаются неканоническими, потому что этих книг нет в еврейском Священном Писании - в Танахе, они находятся только в Библии греческой и русской. И вот эти вот три книги, они, по сути дела, они называются книги Маккавейские - Первая, Вторая и Третья книга Маккавейская. Они повествуют нам об истории народа Божия, народа еврейского после того, когда Храм был разрушен, и последующие времена. Вот там как раз повествуется о том, что евреи после того, как вернулись из вавилонского пленения, как вы знаете, семьдесят лет были евреи в плену, в Вавилоне. И после этого часть евреев вернулась на землю свою исконную, Палестинскую, в Иерусалим. И там восстановили храм Иерусалимский. И с этого времени уже народом руководили не как раньше цари, а в большей степени руководили первосвященники и князья, старейшины народа. И вот, как раз-таки сегодня мы вспоминаем мучеников Маккавейских.

После того, как евреи вернулись на свои исконные территории, они зачастую были зависимы от других стран и государств, и вокруг них, как вы знаете, было много различных сильных на тот момент государств. С одной стороны был Египет, с другой стороны Сирия, на севере были греки, потом Рим, и вот все эти народы были сильны армией - сильные государства, но были языческими. И эллинизм, то есть греческая культура, по сути дела распространялась на всю тогда цивилизованную, как бы мы сказали, землю. Это была основная культура древних народов. Эллинизм, греческая культура распространялась на всех. И происходили всякого рода войны. И пока иудеи жили по закону Божию, пока они имели страх Божий, и почитали Бога, и сохраняли закон Моисеев, то Господь их сохранял, их маленькое государство, Палестину, от этих войн. Но в еврейском народе начали появляться такие люди, которые начали смотреть на окружающий мир и захотели жить так, как жили эти язычники. Считали, что их культура более совершенная, раз они более сильные, значит, нам нужно жить точно так же, как и они. И стремились отойти от закона Моисея, от веры отцов своих, и примкнуть вот к этому эллинистическому обществу.

И вот был такой некий Симон, который находился при храме Иерусалимском. Он заведовал казной этого храма, сокровищами этого храма, сосудами этого храма, под его началом были все служители Иерусалимского храма и стражи этого храма. И он возгордился и стал противиться первосвященнику, которого тоже звали Симон. И, не имея возможности, так сказать, сладить с ним, он решил по злобе своей обратиться к помощи сирийского царя. Там долгая история, её можно долго рассказывать. В общем, были при помощи царя сирийского забраны все эти сокровища. И он себе испросил за деньги, там была целая череда, когда должность первосвященника, по сути дела, выкупалась у царя за деньги, и таким образом за деньги поставлялись первосвященники. И вот это беззаконие, желание власти, желание денег было, так сказать, в элите еврейского народа, но там сохранялись и священники, которые были благочестивы и твёрдо хранили веру отцов.

И вот один из них был такой вот книжник и священник Елеазар, о котором мы сегодня вспоминаем как о мученике Маккавейском. Вот он противился этим новым насаждениям культурным эллинистическим. Многие люди, которые противились этому, были вынуждены бежать из Иерусалима в горы. А те, кто остался, тех принуждали насильно, силой, под страхом пыток, мучений, приносить жертвы идолам и отрекаться от закона Моисеева. Запрещали чтить Субботу, запрещали обрезание, заставляли, в том числе, есть свиное мясо, потому что для иудеев это было мерзостью, и по закону правоверный иудей не должен вкушать свинину.

И вот этого священника, этого книжника Елеазара, надо сказать, что он как раз и был одним из тех 72 переводчиков, которые по просьбе ещё египетского царя Антиоха Филадельфа перевели Священное Писание, закон Моисеев на греческий язык и таким образом способствовали распространению иудейства, впоследствии, конечно же, это способствовало и распространению христианства, потому что греки и вся цивилизованная вселенная были причастны к вере иудеев, к Ветхому Завету. Так вот, этот Елеазар отказался от того, чтобы вкушать это мясо, и его уговаривали даже близкие ему люди, говорили: "Хорошо, ты не ешь это мясо, но ты сделай вид, как будто ты его вкушал, и мы тебе дадим вместо свинины другое, там, говядину или баранину".

Но он наотрез отказался от этого, потом сказал: "Если я, старец, который всё время учил народ закону, пред всеми сделаю такое, даже пусть и ложное действие, то тем самым я соблазню многих людей, в том числе и молодых, которые таким образом из-за меня отпадут от веры отцов". И за эту его твердость, за его эту стойкость он был мучим и в конечном итоге был убит. И потом, после этого были точно так же приняли мученическую кончину и страдания другие семь сыновей этой женщины Соломонии, которые точно так же отказались при глазах царя Антиоха Эпифана вкушать мясо и принимать новые требования. И всех их очень тяжело, мучительно пытали, снимали с них кожу, отрезали язык, отрезали руки, ноги и в конечном итоге сжигали на раскалённых сковородках. И вот, претерпевая все эти мучения, они, тем не менее, не отреклись от своей веры, веры своих отцов, и это, ещё раз напоминаю, были ещё времена ветхозаветные, ещё до Христа, когда не было Воскресения Христова, и когда для иудеев был ещё такой большой вопрос, есть ли Воскресение, есть ли жизнь после смерти.

И вот эти семь отроков твёрдо верили в то, что Господь их сохранит после смерти. И, принося себя в жертву, они говорили царю: "Ты отнимаешь у нас земную жизнь, но Господь нам даст жизнь вечную, а ты погибнешь с тяжких муках". И действительно, так оно и произошло. Впоследствии этот царь сирийский Антиох Эпифан заболел такой болезнью тяжёлой, что у него все внутренности были изъедаемы червями, и он издавал такое злосмрадие, что даже те воины, те слуги, которые находились возле него, не могли возле него стоять. И в таких вот мучениях он предал свою жизнь на вечную погибель.

И вот прославляя сегодня этих святых мучеников, мы должны понимать, что никакие требования светской власти не должны исполняться, если это противоречит законам Божьим и чистоте совести человека. И вот это нам как раз-таки явили пример, доказали своей жизнью вот эти семь мучеников. Надо ещё отдать должное матери их Соломонии, на глазах которой совершались все эти мучения, она не только не уговаривала их отречься от веры отцов, но, наоборот, упрашивала их, чтобы они твёрдо стояли за веру и претерпели все эти мучения. И после того как один за одним, на глазах друг друга, они шли на эти муки, и на глазах своей матери, она, в конечном итоге, предала своих дух Богу после всех этих страданий. Как сказано в жизнеописании, она сделала это с радостью, потому что была уверена в том, что Господь вновь воскресит их всех, что они не погибли для жизни вечной.

Поэтому, братья и сестры, будем вдохновляться их мужеством и просить себе такую же твёрдую веру, какую имели все мученики, как во времена Ветхого Завета, так и во времена Нового Завета. Аминь.

Аудио