Евангелие существует не в вакууме

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 12 августа 2024 г., в день памяти мученика Иоанна Воина.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшний день мы слышали с вами краткий отрывок из Евангелия от Матфея, который может быть очень полезен нам с вами, дорогие братья и сёстры. К Господу Иисусу Христу подошли фарисеи и стали требовать от Него знамения с неба. Знамения - то есть некоего чуда, некого знака, которое подтверждало бы Его мессианское достоинство. "Сотвори нечто, что уверило бы нас в том, что Ты действительно тот, за кого себя выдаёшь, тот, о котором говорят Твои речи". Засвидетельствуй, что Ты от Бога исходишь, а не просто по своей человеческой воле предпринимаешь то или иное. И Господь отказывает им в таком показном чуде, говоря: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и не будет ему другого, кроме знамения Ионы пророка.

Скажите, ведь разве не законны были требования фарисеев? Разве не имели они права подтвердить то, что Мессия настоящий? Конечно же, право они на то имели, потому что пророчества о Мессии говорили о том, что многократно своими какими-то чудесными деяниями подтвердит то, что Он от Бога исходит. Но только лишь слепой и нежелающий видеть того, что делал Господь Иисус Христос - исцелял болящих, прокажённых, слепых от рождения, уврачовывал различных хромых, вплоть до того, что воскрешал мёртвых - лишь слепой не мог видеть того, что Господь повсеместно и постоянно являет эти чудеса и эти знамения. И такого рода просьба от фарисеев свидетельствует об определённом их душевном состоянии.

Вот давайте же мы, дорогие братья и сёстры, немножко проанализируем, что же это за состояние. Почему же фарисеи не довольствовались тем, что им уже давал Господь? Ведь огромное количество людей, простых людей в простоте сердца своего - они ведь довольствовались, они шли за Христом, им достаточно было зачастую лишь какого-то слова Его. Вспомним самарянку, которая лишь только услышала о том, что Господь как бы насквозь видит её беззаконную жизнь с мужчинами, которых было множество, и ни один не был мужем. Лишь только Господь как бы намекнул на то, что Он знает об этом, тут же открылось Ему её сердце. Она говорит: "Вижу, Господи, что Ты пророк".

Почему же фарисеи не могли открыть этого сердца? А потому, что они находились в плену своих собственных представлений о том, кто же такой Мессия, каков должен быть Мессия, и никакие чудеса от Господа не могли их переубедить стать на другую точку зрения. Мессия для них был вождь - земной, который должен был освободить от земного ига их многострадальный еврейский народ. И вот такого Мессию с войском, с победным знаменем они ждали, и никаким образом не готовы были принимать другого.

Эта история не только про конкретных фарисеев, но про любого человека, который в христианстве начинает искать что бы то ни было другое кроме того, что оставил Господь Иисус Христос. Понятное дело, как всякое значимое явление в жизни человечества христианство за многие столетия своего существования обросло культурными традициями, связями с жизнью людей. И понятное дело, что Евангелие не существует в вакууме, оно существует в том числе в историческом, культурном контексте жизни того или иного народа, общества. Поэтому Евангелие широко и глубоко можно понимать. Но если мы теряем связь с первоначальной основой, с тем, ради чего Господь стал проповедовать, и оставляем лишь вот этот самый культурный слой, если христианство у нас существует для каких-то других целей, то мы уподобляемся тем самым фарисеям. Знамение нам нужно с неба, нам нужно, чтобы Господь подтверждал всё время, что Он с нами, через то, что Он будет делать то, что нам угодно и нам хочется.

Ведь по сути посмотреть: фарисеи дурного ли дела хотели? Они были горячими патриотами своей родины, они хотели избавления от владычества захватчика, который тяжёлым игом и бременем обложил их народ. Дурное ли это дело - желать свободы своему народу? Конечно, нет. Но когда это дело стало на место богоискательства, когда вместо Бога стало вот это прекрасное и замечательное дело, то это ослепило этих фарисеев, и они сделались настолько нечувственными, что от великого чудотворца Господа Иисуса Христа требовали ещё каких-то знамений и чудес.

Таким же образом многие вещи могут стать - прекрасные, замечательные, нужные вещи, добрые, хорошие вещи, проистекающие, так или иначе связанные с христианством -  могут стать на место Евангелия. Но Господь говорит этим фарисеям, и говорит и всем нам: "Знамения не будет иного, кроме знамения Ионы пророка". Что это за знамение Ионы пророка? Пророк Иона в результате своих взаимодействий с Господом Богом, не будем их пересказывать, оказался в морской пучине был поглощён морским чудищем, остался живым в его утробе и через три дня был выброшен на берег моря. И Господь намекает тем самым на Своё тридневное воскресение и говорит: "Воскресение Моё для всякого человека, который ищет Бога, будет тем самым последним и самым главным знамением, никакого другого знамения не будет сему роду".

И вот, предстоя на Божественной Литургии и причащаясь Святых Христовых Таинств - воскресшего Тела и Крови Христовой, мы должны помнить про то, что это и есть то самое наше последнее и главное знамение наших отношений с Богом. Ничто не должно стать выше, чем богоискательство и желание быть с Ним, в том числе и через причастие Святых Христовых Таинств. Аминь.  

 

Аудио