Господь учит нас состраданию
Проповедь протоиерея Георгия Преображенского 26 ноября 2023 г., в день памяти святителя Иоа́нна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407).
Сегодня нашему вниманию было предложено Евангельское чтение о милосердном самарянине. Неслучайно Святая Церковь установила это чтение накануне начала Рождественского поста, ведь в посту мы ограничиваем свою плоть, ограничиваем её в еде, чтобы она смирялась, но кроме ограничений в еде, нам Церковь напоминает, что мы должны ещё совершать дела добродетели. И вот сегодня Евангельское чтение как раз и было посвящено тому, что необходимо каждому христианину, каким качеством мы должны обладать. Я кратко напомню, о чём содержание этого Евангельского отрывка.
К Господу подошёл один законник. Законник - это тот человек, который знал хорошо Священное Писание, может быть, даже был учителем, и знал законы Божьи - законы иудейские. И он спрашивает Христа о том, что ему нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь - от Него ничего невозможно скрыть, потому что Он сердцеведец всех нас, знает не только наши поступки, но и наши помыслы, и конечно, Он знал, кто стоит перед Ним. Он его и спрашивает: "А что об этом в законе написано?" И тот сразу же, не запинаясь, говорит первую заповедь: "Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всею душою твоей, всей крепостью и разумением, и возлюби ближнего своего, как самого себя". Господь говорит: "Ну вот исполняй эту заповедь, и ты будешь иметь жизнь вечную". Но лукавый, который, может быть, соблазнил этого человека, хотел искусить учителя. Говорит: "А кто мой ближний?" Ведь в нашем понимании человеческом ближний - это тот, кто нам является родным: это наши родители, жена или муж, дети, братья-сёстры, или наши друзья, к которым мы хорошо относимся. А Господь ему на это отвечает притчей.
Шёл один человек из Иерихона в Иерусалим - то есть, понятно, что этот человек иудей, а иудеи считались хранителями веры, человек знающий все заповеди и Закон Божий. Может быть, не так хорошо, как этот законник, но он был из избранного народа. И вот на этого человека напали разбойники, которые избили его, ограбили, отняли последнее и оставили умирать на дороге. И вот проходят его соплеменники, которые служат в храме Божием: священник, потом левит. И они не замечают его, а может быть, просто проходя мимо, они сочувствуют ему, просто думают: "Ну, наверно, ему плохо, но я лучше за него помолюсь, а если сейчас начну ему помогать, опоздаю на свою службу, или ещё, не дай Бог, разбойники там где-нибудь недалеко сидят, увидят, что я тут с ним вожусь, и на меня набросятся, и меня ещё ограбят, я пострадаю".
А потом идёт самарянин, чужеземец, иноверец, которого иудейский народ не признавал, и даже, проходя через Самарию, они воды не могли попить из их колодцев, настолько они презрительно относились к этим людям. И вот этот человек оказывает ему первую помощь. Перевязывает ему раны, возливая масло и вино - то средство, которое в те времена считалось таким с точки зрения медицины снимающим боль. Потом его сажает на свой скот и привозит его в гостиницу, где целую ночь он находится рядом с ним. То есть, он не спит, он, наверно, даёт ему воды, перевязывает раны, может быть, как-то его утешает словами. А когда на утро ему нужно уже ехать по своим делам, он хозяину гостиницы оставляет деньги, и немалые деньги - два динария, и говорит: "Позаботься о нём, чтобы он восстановился, и когда я буду на обратном пути возвращаться, если ты потратишь больше, я тебе возвращу".
И вот Господь, рассказав эту притчу, спрашивает этого законника: "Кто ближний вот этому человеку, которого избили? " - "Конечно, тот, кто оказал ему милость". - "Вот и ты иди и поступай также". То есть, Господь учит нас состраданию, учит нас милосердию, учит нас не разборчивости в том, что кому помогать, а кому не помогать, а Он говорит о том, что ближний наш - это тот, кто встречается нам на нашем жизненном пути. И ни от кого мы не должны отворачиваться, в меру своих сил оказывать им поддержку. Неважно, просит этот человек или не просит. Ведь наверняка этот человек, которого избили разбойники, он и говорить-то не мог. Он просто лежал, наверно, стонал где-нибудь под деревом или в кустах каких-то, а вот этот самарянин заметил его и оказал ему милость.
Но главное, что движет человеком в делах милосердия, это, наверно, любовь, потому что Бог есть любовь. И если мы будем стремиться к тому, чтобы Господь был в нашем сердце, то Господь нам даст вот этот дар милосердия. Поэтому будем, дорогие мои, в дни рождественского поста не только усмирять свою плоть, но и творить дела милосердия: посещать тех, кто находится в больницах, оказывать тем, кому нужна какая-то наша посильная помощь: дрова поколоть, воды принести, продукты купить. Это тоже дела милосердия. Не будем равнодушными, не будем только думать о себе, потому что Господь за каждого из нас пошёл на крестные страдания, потому что возлюбил нас. Приятного вам всем поста рождественского и помощи Божией в ваших добрых делах. Аминь! б