Милость и любовь Божия распространяются на каждого

Питер Ластман «Христос и женщина из Ханаана» (1617)

Проповедь протоиерея Георгия Преображенского 11 февраля 2024 г., в день памяти священномученика Игна́тия Богоносца, епископа (Перенесение мощей 107).

В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали о том, что Господь пришёл в так называемые земли Тирские и Сидонские. Эти земли во времена Спасителя были населены язычниками. И многие спрашивают: "А почему же Господь туда пришёл, что Ему нужно было там делать, когда там не было богоизбранного народа, к которому Он был послан?" Но, наверное, Господь не мог оставить это место, чтобы свет, который исходил от Его лица, и там не просиял.

И вот когда Он пришёл в эти земли, то его встретила одна женщина - хананеянка, язычница, которая, как и слепой Вартимей, возопила: "Сыне Давидов, помилуй мя!" То есть, она не признавала ещё Его Христом, Мессией, Спасителем мира, но она знала, что Он происходит из царского рода Давидова, из которого должен прийти Спаситель мира. И вот, видимо, чуткое её сердце, а может быть, та боль, с которой она жила, что её дочь бесновалась, мучилась, и мучила не только себя, но и окружающих своих. И вот она увидела или почувствовала, может быть, в этом человеке какую-то огромную силу, что именно Он может ей помочь. И вот она кричит: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя, потому что дочь моя болеет".

А Господь делает вид, что Он не замечает её. И тогда уже ученики начинают Его спрашивать: "Ну, отпусти её, отпусти, чтобы она отстала от нас, потому что мы идём, разговариваем, она за нами следует и не просто что-то там про себя говорит, мычит, а она велегласно, видимо, просто срываясь на крик, говорит о какой-то своей просьбе". И отпусти - это не значит прогони её, скажи, чтобы она от Тебя отстала. Отпусти - это значит окажи ей милость, Ты же совершал эту милость к другим человекам, к другому народу, который избранный народ, и не проходил мимо чужого горя. И вот здесь Господь говорит ученикам: "Я пришёл, чтобы спасти богоизбранный народ". Но эта женщина, понимая, что надежда её тает, и что она не относится к этому избранному народу, для которого пришёл этот учитель и Спаситель, она всё равно пытается пробудить в Нём какую-то жалость, и опять взывает, и молит Его: "Дочь моя болеет, и у меня нет другой надежды, кто бы мог помочь мне, кроме Тебя".

И тогда Господь уже обращается к ней и говорит, что нехорошо отбирать хлеб у детей и отдавать его псам. А иудеи язычников, особенно хананеев, не считали за людей, а считали ниже и грязнее этих животных, которые считались нечистыми животными - это псы. И вот несмотря на такое, вроде бы, оскорбительное обращение к ней, она всё равно находит в себе силы и твёрдость своего решения: "Господи, но ведь и вот эти псы питаются крохами, которые падают со стола своих господ". И вот после этих слов, конечно, Господь не мог не обратить на неё внимание и не помочь ей. "Великая вера твоя, женщина!" - и в тот же час в миг исцелилась её дочь.

Чему учит нас это Священное Писание, этот священный отрывок, который мы сегодня с вами слышали? А тому, что для Господа нет верующих и неверующих, чужих или своих, Господь для всех. И поэтому каждый из нас должен это понимать. Понимать, что милость и любовь Божия распространяются на каждого. Но только не просто мы, крещённые, здесь собравшиеся сегодня за богослужением в этом храме, говорим, что мы христиане, и вроде бы имеем веру. Но веру надо иметь не легковерную. Не просто чтобы на словах эта вера была, а вера, которая была у этой женщины хананеянки, которая кричала, которая требовала, которая просила, несмотря на то, что она даже не относилась к тому избранному народу, к тем, для кого пришёл этот Спаситель. Поэтому будем иметь веру такую горячую, такую искреннюю. Просить Господа, чтобы Он помог нам справиться с нашими грехами, с нашими слабостями, с тем, чтобы мы преодолевали трудности, не взирая ни на что, потому что знаем, что Господь пришёл для нас и для каждого из нас. Аминь.

Аудио