Мы имеем то же устройство души, которое было у современников Христовых

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 8 сентября 2024 г., в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня за воскресной Литургией мы слышали, как Господь рассказал притчу о реалиях Царствия Небесного. Начинает Он её словами: «Уподобилось Царствие Небесное..» и дальше рассказывает эту историю, которая на самом деле совершенно невероятна в реальной жизни, и в то же самое время очень близка и понятна и современникам Господа Иисуса Христа, так и нам с вами. Почему я назвал её невероятной? Невероятна она по той причине, что десять тысяч талантов — это огромное состояние, это такое количество серебра, которое сопоставимо с казной целого государства. И, конечно, совершенно немыслимо, чтобы какой-то человек, частное лицо, вдруг оказался должен такие деньги. Господь рассказывает и называет такую сумму именно для того, чтобы подчеркнуть, насколько облагодетельствован был этот человек, насколько было много ему дано. И когда ему был прощен этот долг, он пошёл судиться, сначала набросился с побоями, а потом пошёл судиться со своим другом за какие-то сущие копейки по сравнению с тем, что было ему прощено. Господь прямо проводит мораль этой притчи, что если мы не будем прощать своим должникам, то и Отец Небесный не простит нам наших долгов перед Ним, которых несравненно, конечно, больше, чем те прегрешения, которыми грешат против нас те или иные отдельные люди.

Давайте же, дорогие, посмотрим на эту притчу, примерим её к реалиям современным, примерим её к тому, насколько это может случиться и с нами. Во-первых, нам с вами стоит хорошо уяснить, что Господь ставит прощение грехов Отцом Небесным в зависимость исключительно от того, насколько мы готовы прощать сами. Делает Он это в Евангелии не единожды. Нигде больше не говорит Господь Иисус Христос о том, что для того, чтобы простил вам Отец Небесный, вы должны сходить пешком в Иерусалим, сделать миллион поклонов или сходить на исповедь к духоносному старцу. Ничего подобного или намеков на это, ни даже притчей об этом Господь нигде никогда не говорит, но говорит о том, что прямая зависимость прощения наших грехов заключается в том, насколько мы готовы прощать. Эта мысль должна быть у нас очень хорошо, как бы так, на видном месте установлена, потому что каждый раз, когда мы имеем обиду на какого-то человека, заслуженную обиду, ту обиду, которую вполне можно по человеческим меркам оправдать, мы ставим под вопрос прощение наших собственных грехов.

А во-вторых, взглянуть на эту притчу как бы с современных реалий стоит по той причине, что для нас мало что значат эти таланты, динарии и пенязи, о которых упоминается в евангельском тексте. Но, тем не менее, если мы даже переведем на современные денежные единицы, мы все равно увидим, что имеем то же самое устройство души, которое было 2000 лет тому назад у современников Христовых. Ничего не меняется. Кто из нас считает, что долг в пять миллионов, взятый для покупки квартиры, - это что-то такое великое? И кто из нас не припоминает того, что тот или иной человек задолжал нам до зарплаты пять тысяч и не вернул.

Попробовать примерить это, насколько это действительно так. Как часто бывает так, что пятьсот рублей, оставленные в церковной кружке, кажутся нам большими деньгами, а пять тысяч, оставленные за раз в магазине, кажутся неизбежностью и уже не кажутся такими большими деньгами. Трудно, трудно, конечно, внести универсальные денежные примеры, все живут по разным средствам. Понятное дело, я сейчас называю эти цифры, у кого-то они могут вызвать возмущение: "Да как же так, когда я последний раз 5 тысяч за раз тратил?!" Ну, кто-то тратит и пятьдесят за раз, не замечая. А для кого-то и пятьсот рублей в магазине - много потрачено. Не об этом речь. Речь идет о том, что как часто бывает так, что отдавая на себя, мы не считаем, что отдали много, и наоборот, как часто, желая пожертвовать кому-то, мы готовы отмерить каждый рубль.

Такое присутствует, повсеместно присутствует, и в этом смысле эта притча должна быть нам очень понятной. Господь даёт нам щедро, Господь щедро дал нам оставление грехов ради только одной веры в Господа Иисуса Христа. Господь ждет от нас если не такого же, то, по крайней мере, посильного от нас великодушия по отношению к другим людям. И Господь не находит его в нас.

Потому, дорогие братья и сестры, предстоя на Божественной Литургии и желая приобщиться Тела и Крови Христовой, осознавая себя частью Церкви Христовой, нам непременно нужно настроить свою душу на то, чему людей учил Иисус Христос. И Христос нас сегодня учит тому, чтобы мы, желая получить прощение от Бога своих грехов, даже если они нам кажутся малыми, как, видимо, малым казался долг имеющему десять тысяч талантов, не казался, видимо, ему великим, он не пытался даже его и отдавать. Даже если нам кажется малым этот долг перед Богом, мы непременно должны стараться простить и оставить всевозможные грехи, всевозможные обиды, которые у нас есть на наших ближних. Потому что - это залог того, что мы можем называться Христовыми чадами, Христовыми учениками. Ни с какими обидами не сравнится Его прощение нас. И, напротив, никакие обиды не стоят того, чтобы лишиться Его благоволения и любви.

Так давайте, дорогие, будем стараться приобрести благоволение и любовь Христову через то, что будем раскрывать свое сердце, свою душу делать великой, большой, будем великодушными по отношению к другим, и тогда истинно назовемся сынами Отца нашего Небесного . Аминь.
 

Аудио