Орудие позорной смерти стало наших духовным мечом

Проповедь протоиерея Георгия Преображенского 27 сентября 2023 г., в день празднования Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня.

История сегодняшнего праздника исходит ещё из IV века. Мы с вами знаем о том, что после Воскресения Христова всячески пытались память об этом событии уничтожить из умов людей, из умов христиан, которые поверили в Воскресение Христово, которые следовали Христу, и поэтому всё, что было связано с земной жизнью Господа, - всё было уничтожено, поругано, закопано - и Гроб Господень, и Голгофа. И продолжались гонения на христиан, не давая им открыто исповедовать свою веру. И вот только в 1326 году, уже когда императором стал Константин Великий, он прекратил эти гонения на христиан, потому что стал полноправным властелином всей Римской империи, как восточной, так и западной. И вот он попросил свою мать, равноапостольную Елену, которая была уже в годах, отправиться на Святую землю и отыскать эти святыни, к которым мы сейчас можем приехать, поклониться, приложиться и к Гробу Господню, и к Голгофе, и вообще прикоснуться к тем местам земной жизни нашего Спасителя.

И вот когда она приехала туда, на Святую землю, они раскопали, нашли и Гроб Господень, и саму Голгофу, и при раскопках были обнаружены три креста, которые указывали на то, что, возможно, это именно те кресты, на которых был распят Господь и два разбойника. Как мы знаем, один хулил Бога, а другой покаялся, и Господь сказал: "Сегодня ты будешь со мной в раю".

И Патриарх Макарий тогда как мог определить, какой именно крест принадлежал самому Спасителю? Он предложил возлагать эти кресты поочередно на усопшего. И вот когда возложили Крест, на котором был распят Спаситель, этот усопший воскрес. И они поняли, что это тот Крест, на котором Господь пролил Свою божественную Кровь. И народ, который был вместе с ними, видя это чудо, и видя, что они обрели такую бесценную святыню, попросили его, чтобы он его поднимал. Когда он его воздвигал, то тем самым народ радовался этому явлению, этому чуду обретения животворящего Креста Господня, и поклонялся ему. И с тех пор, когда был построен уже храм по распоряжению Константина Великого на месте распятия Господа, и на месте Его погребения был установлен праздник Воздвижения Животворящего Креста.

Мы знаем, что крест в иудейском обществе был орудием смерти, позорной смерти. Но Господь, взойдя на этот Крест, сделал его не орудием смерти, а орудием победы, и поэтому мы, христиане, на себя носим крестное знамение для того, чтобы защищаться от тех искушений, от тех врагов рода человеческого, дьявола, которые преследуют нас на каждом жизненном пути. Мы чтим крестное знамение и защищаемся им в любых наших обстоятельствах, осеняем себя крестным знамением для того, чтобы Господь укрепил наши не только разум, но и душу, и наши силы - телесные и душевные. Мы обращаемся к Господу, осеняя себя крестным знамением с просьбами, для того, чтобы Господь слышал наши молитвы.

И это уже орудие не позора, не орудие страшной смерти, на которое подвергали самых, можно сказать, злостных разбойников, которым не было никакого оправдания, дабы они испытывали эту мучительную смерть. Оно стало нашим мечом, духовным мечом. И сегодня Церковь не случайно вспоминает это событие - Воздвижение Животворящего Креста, - чтобы мы лишний раз с вами, взирая на крестное знамение, помнили, Кто был распят на этом Кресте, ради чего Он пришёл в этот мир, и ради чего Он принял мучительные страдания. Потому что Господь любит нас, потому что Господь возлюбил род человеческий так, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы Он прошёл, научил нас, дал нам заповеди, дал нам священное Евангелие, по которому мы могли жить и чем мы могли руководствоваться в своей жизни. И принял на Себя все наши в сами грехи, и распял Себя на этом Кресте. Но мы знаем также, что Господь воскрес. И к этому призывает нас Церковь. И мы своей верой должны доказывать, что и мы верим в то, что Господь и нас воскресит, когда придёт ко Своей славе. В некоторых иконографиях на распятии Иисус изображается как с закрытыми глазами, так и с открытыми глазами. И многие богословы размышляли над этим и думали: почему так изображают? А потому что Господь соединил в Себе два естества - человеческое и божественное. С закрытыми глазами показывает, что человек умирает, как умер Адам, как и мы все с вами умрём. А с открытыми глазами - это божественное, что Бог всегда жив. Значит, и мы будем живы вечно, если будем верить в Него, и поклоняться Кресту Его, и верить в святое Воскресение. Аминь!
 

Аудио