Отдай кесарево кесарю, и иди Божье Богу творить

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 2 сентября 2023 г., в день памяти пророка Самуи́ла (XI в. до Р. Х.).

В сегодняшний день мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея, в котором повествуется о том, как к Господу приступили фарисеи, которые искали какого-то слова, соблазна из уст Иисусовых для того, чтобы предать Его осуждению. И вот они приступили к Нему и задали Ему каверзный вопрос о возможности подавать подать кесарю. Иудеи находились под римской властью, под римским игом, и подати, которые они должны были платить язычникам, были унизительны для народа иудейского, потому сказать, что подаёшь подать кесарю - подавать подать кесарю хорошо и правильно, но воздвигнешь против себя народ. Если же скажешь, что подавать кесарю подать - это неправильно, тут же сделаешься мятежником в глазах римских властей. Коварный и двусмысленный вопрос, на который Господь даёт ответ, посрамивший его же вопрошателей. Он говорит: "Принесите мне сюда эту монету, видите - изображение кесаря? Отдавайте кесарево кесарю, а Божье - Богу".

Вот этот достаточно известный отрывок, который сделался даже своего рода поговоркой в нашем русском языке, казалось бы, вполне понятен. Есть вещи, которые относятся к духовной жизни, к тому, что Господь ждёт от нас, есть какие-то земные вещи, и не надо смешивать одно с другим и устраивать там, где не нужно, ненужные противопоставления. Если этого не делать, а в простоте поступать, то гораздо всё проще будет, будет виднее, где и как кому поступать. Казалось бы, простой, лежащий на поверхности смысл. Но для того, чтобы нам понять это Евангелие глубже, над немножечко вникнуть в ту атмосферу, в которой произносились эти слова и эти вопросы.

Дело заключается в том, что фарисеи не просто так приступили к Иисусу, не где-нибудь - они приступили к нему на территории Иерусалимского храма, там, где была Святая Святых - главная святыня иудейской религии, там, где ничего скверного, нечистого не должно было приноситься, там, где приносились жертвы единому Богу, благодарения, жертвоприношения покаяния, очищения, различные другие жертвоприношения священниками от лица иудейского народа. И если даже не вникать в устройство самого этого иудейского храма, достаточно вспомнить нам такой эпизод, который тоже сделался соблазном в лице саддукеев, фарисеев, когда Иисус взял, мы читаем в Евангелии, верёвку и всех продавцов голубей и меновщиков денег раскидал при помощи этого самодельного хлыста.

И вот если про продавцов голубей более-менее понятно, что они там делали - продавали те жертвы, которые тут же приносились от лица какого-то человека. Но с меновщиками денег не очень понятно, потому что меновщики - это те люди, которые меняли одну валюту на другую. Что же делать в иудейском храме меновщикам, поскольку уж всяко не было там какого-то наплыва иностранцев, которые приходили на территорию иерусалимского храма без нужной котируемой монеты. Дело заключалось в том, что внутри иерусалимского храма ходила своя особенная монета, которая не выходила за пределы этого храма, поскольку вообще в употреблении у евреев, к их великому сожалению и горю, были римские монеты, на которых изображался римский кесарь. А этот римский кесарь был не просто кто-нибудь, а был тем самым, кого римская власть называла богом на земле, то есть его изображение было самым настоящим идольским изображением. И вот это самое идольское изображение было постоянным источником духовного осквернения себя - носить в своих кошельках несчастным ревнителям иудейского благочестия. Но уж там, где приносились жертвы единому Богу, там этих монет быть не должно. При входе во дворе их обменивали и использовали только те монеты, на которых уже не было никаких кесарей, не было ничего языческого, которые использовались только здесь, и таким образом оберегалась святыня храма.

Что же делает Иисус Христос в ответ на этот каверзный вопрос о необходимости принести подать? Он говорит: "Дайте мне монету!" Тем самым Он ставит этих вопрошателей самих в такое же двусмысленное положение, в какое они только что поставили Его. Если они скажут: "У нас нет такой монеты", - тогда Он скажет: "Так о чём тогда и речь? Я её вообще и знать не хочу, о чём вы Меня спрашиваете?" Если они приносят эту монету, они тут же оказываются в положении людей, которые нарушают иудейский закон. И они, этого даже не замечая, приносят Ему эту монету и тут же оказываются уязвлёнными Его достаточно острым словом.

И вот именно в этом противопоставлении как раз этот отрывок раскрывается гораздо более полно. Иудеи, которые ревновали о том, чтобы сберечь в чистоте все иудейские традиции и закон этот, те, которые при помощи этого закона хотели подловить Господа на слове, эти иудеи сами спокойно этот закон нарушают и проносят в святыни храма идольские изображения, то есть сами подпадают в осуждение. Поэтому этот отрывок отчасти похож на другой - тот, который приводит евангелист Иоанн Богослов - о женщине, взятой в прелюбодеянии: "Кто из вас без греха, первый бросьте в неё камень". Так же и здесь: вот кто и вас без монеты в своём кармане пришёл сюда? У кого из вас нет этого изображения кесарева? Таким вот образом, зная вот это, у нас получается совсем иное представление.

Мы с вами можем уже не просто разграничить духовое и недуховное в нашей жизни, но мы можем обнаружить в самих себе вот этих самых людей, которые без конца к святыне храма или вообще к святыне Бога несут какую-то скверну, которой там быть совершенно не подобает. И этим может быть не только изображение денег, которые не нужно вносить в храм - конечно, достаточно было бы забавно, если бы мы сейчас начали изымать деньги, делить на "правильные" и "неправильные", понятное дело, что подобные ограничения ещё в апостольские времена были сняты с Церкви. Вон у нас вождь мирового пролетариата на всех банкнотах изображаем был и написано было: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Несли их в жертву храму, и ничего страшного не случилось. Да и сейчас, если кто внимательно разглядит наш деньги, может там кое-где древнегреческих божеств античных увидеть - на театре, на колеснице. Так что ничего в этом такого нет.

На самом деле, в жизни нашей мы зачастую поступаем именно так: мы отцеживаем этого самого комара в своей духовной жизни, как это делали фарисеи, и проносим верблюда туда, где ему совершенно не подобает быть. Мы ищем того, чтобы очиститься от какой-то ерунды, какой-то мелочи, и проходим мимо главного, и никак не хотим в себе самих это видеть и замечать. И вот в этом смысле это Евангелие не только про то, что нужно кесарево отдавать кесарю, то есть, какие-то свои гражданские, общественные обязанности выполнять и не делать так, чтобы видимое соблюдение заповедей Божьих делалось вдруг препятствием к общественной жизни твоей, потому что Господь этого совершенно не ждёт: отдай кесарево кесарю, и иди Божье Богу творить. Но и ко всему прочему, обнаруживает в нас это Евангелие и то, что мы зачастую приносим, как эти фарисеи, какую-то скверну к алтарю Божьему там, где ей быть не подобает. И здесь я более всего хотел обратить внимание на такое явление, когда в нашей христианской жизни подменяется Христос, подменяются заповеди Его, подменяется жизнь по заповедям Его на какие-либо другие, какие бы то ни было прекрасные, идеи и верования или какие-то ещё обстоятельства, которые мы ставим как главные и значимые.

О чём тут можно вспомнить? Да о чём угодно. Всё, что угодно, может нас, православных христиан, вдруг объединить. На неделе подходили ко мне неоднократно и спрашивали меня: "А вот подписывать нам против каких-то цифровых кодов или не подписывать?" Бог Ты мой! Православные христиане решают эти вопросы со священником, священник им должен объяснить, подписывать или не подписывать какие-то соглашения о каких-то цифровых рублях. То есть, явно, раз не раз я это слышу от значимой части нашей православной братии, такого рода вопросы являются вопросами первостепенной важности их религиозной жизни. Вот то самое кесарево, которое вообще не стоит нести сюда, к Богу. Зачем? По-разному наши отношения с государством выстраиваются: нравится вам жить асоциальной жизнью с советским паспортом и в палатке в лесу подальше от всех МФЦ и электронных рублей - да на здоровье. Живите и прославляйте Бога. Нравится вам цифровыми рублями бюджет страны наполнять - живите только по заповедям Божьим, потому что Господь за цифровые рубли и подписи вряд ли нас спросит. Если человек живёт с горением исполнять заповеди Божьи, если он живёт со стремлением прославить Бога жизнью своей, то уж точно Господь на Страшном Своём нелицеприятном Суде не будет спрашивать его о том, цифровыми рублями он обходился в этой жизни или бумажными, с Лениным у него был паспорт, с серпом, или с двуглавым орлом. Подобного рода вопросы вообще никаким образом не должны затмевать для нас Христа. Они могут быть чем-то значимым, чем-то обсуждаемым в нашем обществе. Но когда они делаются достоянием нашей религиозной жизни, это означает, что у нас явно возникают какие-то перекосы.

Я сейчас привёл крайний пример, но таких примеров можно привести массу. Зачастую хорошие, правильные вещи могут затмевать от нас Христа. Бывает так, что затмевает от нас Христа почитание святых. Надо почитать святых? Надо! Надо почитать святые иконы? Надо! И кто будет осквернять святые иконы и говорить, что почитание икон есть какое-то идолопоклонство, подлежит прещениям VII Вселенского Собора. Но ставить иконы выше Христа - это совершенно точно не то, что Господь от нас ждёт. Когда начинается какая-то такая возня, когда человек Евангелия в жизни не откроет и не почитает, чему Господь учит, когда он свои поступки даже не думает с Евангелием соотносить, зато у него в голове: какая икона, где от какой болезни приложить, где какой святой.. - это же просто чистой воды такое смешение, никому не нужное совершенно обмирщение и объязычествление христианства, которого, конечно же, быть не должно.

Потому, дорогие братья и сёстры, воздав кесарево кесарю, Божье будем приносить Богу. Господь ждёт от нас жизни светлой, чистой, по заповедям Его выстроенной, будем читать Слово Божие, прикладывать его к своей жизни, будем молиться Богу в умах своих, в сердцах своих, будем дома свои и пути свои освящать молитвой Господу нашему Богу и Спасителю Иисусу Христу, призывая Его покаянными, благодарными и молитвенными приношениями, будем стараться быть верными чадами Божьими, не будем уходить в эти дебри, но жить будем просто и светло, как этого ждёт от нас Господь Иисус Христос. Аминь.
 

Аудио