Совесть христианина должна быть исполнена духа свободы Христовой

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 12 октября 2024 г., в день памяти священномученика Иоа́нна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского (1934).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, собравшись за Божественной литургией, мы с вами слышали отрывок из Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла. Часто, приходя регулярно к исповеди и причащению, регулярно стоя у аналоя с крестом и Евангелием, мы думаем, дорогие, о том, что вот снова и снова мы повторяем одни и те же грехи, или о том, что вроде как прожили мы свою неделю от причастия до причастия вроде как ровно, и каяться-то особо и не в чем. И этот взгляд, конечно же, мы слышали от церковных проповедников или ещё откуда там, от святых отцов, что такой взгляд не может быть истинным. Ну невозможно же доставать из себя эти грехи. Так вот зачастую такого рода понимание, такого рода неощущение собственных грехов является следствием того, что мы неправильно, не с тем сверяемся, что мы как бы не имеем должного эталона. Если мы будем иметь эталон в Слове Божием, то это Слово Божие будет нам всё время подсказывать не только, что мы сделали неправильно, но и то, что Господь ждёт от нас, что мы должны были сделать, но об этом ещё и не потрудились.

Так вот, сегодняшний отрывок, который мы читали за Божественной литургией, - он как раз один из таких, который способен нас заставить немножечко иначе взглянуть на привычные рельсы нашей духовной жизни, и поэтому давайте снова послушаем его и постараемся поразмышлять о нём.

"Братия, всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что́ наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет её".

Вот, казалось бы, совершенно по конкретному случаю наставление, данное апостолом Павлом христианам города Коринфа. Коринф - город был торговый, город, в котором сходились многие культуры. И ко всему прочему, это нам сейчас с вами, когда мы рассуждаем о том, как нужно приготовить себе пищу и где нам взять мясо. Где мы можем взять мясо? Мы пойдём в магазин, и покупаем и такое мясо, и этакое, и обработанное, и кусочек большой можем взять, и свининку попостнее найти там, короче говоря, чего только не найдёшь сейчас, да? И никаких у нас в связи с этим религиозных сомнений не возникает - если, конечно, день скоромный.

А у христиан города Коринфа была совсем другая история, у них не было такой возможности - пойти и купить себе мясо просто так, потому что практически всё мясо, которое продавалось на рынке, это было мясо идоложертвенное, мясо, которое оставалось от жертвоприношений языческим богам. Не было такого вот, что просто какой-то отдельно взятый баран был зарезан, просто чтобы его съесть. Этот баран всегда зарезался во имя какого-нибудь божества, и поэтому христиан города Коринфа смущало это. Как же так: не являемся ли мы богоотступниками, если мы едим мясо, посвящённое Афродите или там ещё какой-нибудь древнегреческой богине? И апостол Павел даёт им совершенно замечательное указание: "Вы имеете свободу, - говорит он, - Всё мне позволительно, но не всё полезно, всё позволительно, но не всё назидает". То есть, мы сами имеем внутри себя некий такой закон, который нам позволяет поступать так или иначе.

Вот и в случае с идоложертвенным: если ты идёшь и ешь это просто как мясо, и тебя приглашает человек вкусить с ним пищи, и ты фактически занимаешься тем, что поддерживаешь добрые отношения с этим человеком, то "никакого значения не имеет идол в мире", - говорит апостол Павел в другом месте. Так прямо и говорит: "Идол в мире ничто". То есть, если идолы - это просто, так сказать, не более чем пустые деревяшки, то какое значение имеет то, что мясо было ради этой деревяшки заклано? Ешь и не обращай внимания. Ты - христианин, и ничего для тебя не значит то, что идоложертвенное. Но если кто-то тебе прямо, напрямую говорит: "А вот это - идоложертвенное, а вот это вот, давай-ка, обрати на это внимание. Это идоложертвенное - посмотрим сейчас на тебя, будешь сейчас ты это есть или нет". То вот ради того, чтобы не смущать другого человека, ради того, чтобы потом самому не укоряться совестью - ну ты не ешь тогда это идоложертвенное.

Короче говоря, этот вопрос о едении и неедении этого мяса идоложертвенного апостол Павел оставил на совесть только что просвещённых им христиан города Коринфа. Вот такова должна быть совесть христианина. Она должна быть исполнена духа свободы Христовой, духа свободы и рассудительности - так, чтобы всегда поступать так, чтобы не соблазнять брата и иметь в виду не собственную какую-то пользу или вред, но иметь в первую очередь духовный, душевный вред, который может быть принесён тем или иным поступком, когда он явится искушением. Вот чтобы не быть ни для кого искушением, то апостол Павел про себя говорил: "Лучше не буду есть мяса вовек, чтобы не быть только искушением для своих братьев и сестёр".

Ну, а какое же этот имеет отношение к нам, дорогие братья и сёстры? Отношение это имеет к нам постольку, поскольку мы с вами вообще задумываемся о том, причастны мы или нет этому самому духу христианской свободы. Что мы вообще по этому поводу знаем и думаем? Вообще соотносим ли мы свою жизнь с этим духом христианской свободы? Ведь если попытаться представить себе ситуацию с идоложертвенным уже в наши времена совершенно невозможно, а вот какую-нибудь ситуацию, которая вполне такая себе житейская, и о которой практически каждую неделю кто-нибудь из там ста пятидесяти человек, проходящих через мои уши на исповеди через выходные, я обязательно да слышу: "Вот, батюшка, был постный день, а вот я пошёл, значит, на день рождения, а там предлагали, а я уж ел, ну прости меня, Господи". Ну, прощаю и разрешаю.

А по сути-то дела, вот как по апостолу Павлу нужно в этой ситуации рассудить? По апостолу Павлу, рассудить нужно таким именно образом: ты пришёл, и ты властен над тем, что тебе есть, и что тебе не есть. Вот твоя совесть, ты решаешь, ты знаешь церковные установления, ты знаешь, что тебя человек пригласил ради любви, а не ради того, чтобы ты ему про эти церковные установления рассказывал, да? И вот ты дальше соотносишь, и ты можешь поступить совершенно по-разному. Можешь сидеть и кушать и сделать вид, что ты не хотел мяса, а просто хотел картошки покушать. Можешь съесть всё остальное и, так сказать, уйти без зазрения совести, потому что ты ради любви так поступил, а не ради того, чтобы наесться. Можешь сказать: "Господи, сегодня не попощусь, а в понедельник на следующей неделе попощусь". Да миллион вариантов! И каждый из этих вариантов не будет грехом, самое-то главное.

Не будет грехом, потому что Господь же не будет нас на Страшном Суде спрашивать: "Так, сколько пятниц ты нарушил, злодей? Ты не войдёшь в Царство Небесное, потому что ты двадцать семь пятниц в своей жизни ты нарушил. Остальные ты, конечно, не нарушил, но за двадцать семь пойдёшь ты в ад". Но это же не так совершенно! Господь смотрит в сердце человека, и что в этом сердце Он находит? Находит ли Он любовь к ближнему, находит ли Он любовь к Богу? Ради чего служит тот самый пост, который на себя налагаем мы, и действительно ли соответствует он этой самой цели?

Так вот если посмотреть на это вот такими глазами свободы, то миллион вариантов. А если посмотреть на это глазами человека несвободного, то варианта всего лишь только два: либо съесть, либо не съесть. Либо съесть и бежать потом на исповедь, либо не съесть и сидеть с постной миной. И оба варианта плохие. Вот оба варианта плохие: зачем бежать на исповедь? Ты же принял решение ради любви, так зачем, какой же тогда грех? Ну вот понимаете, вот о чём речь-то здесь идёт. Речь идёт о том, что апостол Павел проповедовал христианам Коринфской общины этот самый дух христианской свободы - дух свободы поступать по-Христовому. Дух, который зачастую мы сами задвигаем, никто его от нас не отбирает, он нам доступен.

Ведь посмотрите, дорогие братья и сёстры, мы живём с вами в такое время, когда ну никто вас не может обязать ни к чему, всё мы делаем исключительно по собственной воле, по собственному изъявлению, как только захотим. Прошли те времена, когда того, кто не причащался раз в год, не допускали до каких-то там гражданских прав. Прошли те времена. Прошли те времена, когда некрещёный ребёнок считай что не зарегистрирован государством. Прошли те времена, всё по доброй воле: хочешь крестить ребёнка - крести, не хочешь - не крести, это твоё христианское волеизъявление, никак не связанное больше ни с чем. Но мы всё равно в то же самое время всё время хотим загнать себя вот в эти самые рамки того, чтобы кто-то другой за нас определил: здесь - грех, здесь - не грех.

Так вот, дорогие братья и сёстры, если думать о том, о чём же нам стоит каяться в наших еженедельных исповедях, то апостол Павел, можно сказать, даёт нам некоторую идею. "Посмотрите, христиане двадцать первого века, - говорит он нам, - на дух Христовой свободы, который в вас". Есть он в вас или нет? Может, в вас он есть, но вы его куда-нибудь в дальний угол положили. Может быть, вовсе вы даже о нём и не вспоминали никогда, потому что дух Христовой свободы - это, конечно, не то же самое, что всегда поступать "как хочу, так и ворочу". Дух Христовой свободы именно в том, чтобы заповеди Божьи и пользу для ближнего ставить выше своего "хочу", и это на самом деле далеко не всегда так просто, как в случае с постом и гостями, который я привёл. Бывает гораздо сложнее. Но дух Христовой свободы будет требовать от нас ответственности за свою собственную жизнь и свои собственные поступки. И вот без этой ответственности мы так, в общем-то, и рискуем никакого христианства на самом деле и не узнать. И что христианство всё и останется для нас в наборе каких-то правил, которые непонятно кому и непонятно для чего нужны.

Так вот, чтобы не было такого, нужно взглянуть внимательно, на себя посмотреть, и молитвами святого апостола Павла Господь да дарует нам по-настоящему свободно взглянуть на свою собственную жизнь, и сами себя, и друг друга, и всю эту нашу жизнь предать в руки Христовы. Аминь.

☦ Дорогие братья и сёстры! Сегодняшний день для нашего прихода особенный, радостный и торжественный, потому что сегодня Церковь чтит память святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. Сам священномученик Иоанн не имел никакого отношения к нашему приходу до 2009 года. В 1934-м году он пострадал, а через много-много лет после своей смерти сделался причастным жизни нашего прихода, потому что в 2009 году преосвященным Назарием, тогда наместником Александро-Невской лавры было осуществлено повторное освящение нашего храма, и в престол нашего храма была вложена частичка мощей священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. Так что это своего рода престольный праздник для нас - не потому, что престол освящён в честь него, а потому, что его мощи в престоле тоже находятся. Мы его всегда чтим, и с его памятью я вас от души поздравляю.
 

Аудио