Среди нас присутствуют те, кто являют миру святость

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 11 июня 2023 г., в неделю Всех святых.

Сегодня Церковь празднует память всех святых, от века Богу угодивших. Этот день памяти является продолжением празднования Пятидесятницы, отдание которого было вчера. Главная суть этого праздника - рождение церкви Христовой - остаётся с нами на весь грядущий год. И в первое воскресение по Пятидесятнице мы вспоминаем тех людей, которые жизнью своей прославили Бога: известные и безвестные, жившие до Христа и те, кто прославил Бога, будучи уже христианами. Каждый из них нёс посильный для него и уместный по обстоятельствам подвиг. Пророки выступали как провозвестники воли Божией среди людей, которые теряли чуткость к её восприятию, и иногда грозно их обличали. Апостолы нести проповедь о Христе во все концы мира. Мученики свидетельствовали о жизни вечной, дарованной Христом, своим бесстрашием и глубокой верой в бессмертие. Преподобные жизнью своей обличали тленность мирской суеты, уходя в пустыню и безмолвствуя там. И многие другие святые прославлены Церковью, и на них мы привыкли в жизни своей ориентироваться.

Церковь празднует память всех святых - как тех, что жили прежде, так и тех, кто живёт сейчас. Кто из живущих сейчас сподобится быть прославлен по смерти как святой, мы, конечно, не знаем, и знать это нам не нужно и не полезно. Но сама мысль и том, что среди нас присутствуют те, кто являют миру святость, может помочь нам совершенно по-другому взглянуть на саму святость. Мы привыкли смотреть на святых снизу вверх, а каждый из них был земным человеком из плоти и крови. Каждый из этих великих людей преодолевал искушения, соблазны, похожие на те, которые преодолеваем мы. Часто мы знаем, куда надо идти, но идём совсем не в том направлении. Но святость - это призвание каждого человека, который наполняет Церковь Христову.

Очень часто, беседуя с людьми, слыша то, о чём они сокрушаются в таинстве исповеди, я удивляюсь красоте человеческой души - красоте, невидимой самому человеку, до времени от него скрываемой, и в то же время она явно Богом благословляется. Есть такие парадоксы: невозможно ответить на вопрос: "Ты спишь?" утвердительно и не соврать. Если ты замечаешь в себе самом какие-то признаки святости, значит, всё - нет там уже никакой святости, там уже гордыня и искушение. Бог ждёт от нас в первую очередь, чтобы мы преодолели свою гордость. Церковь называет разбойника благоразумным за его смирение. У каждого из нас, проживающего свою жизнь честно, есть надежда на стяжание маленькой капельки смирения. Не будем разглядывать в себе эту святость, иначе она сразу от нас улетучится. Но в других - тех, кто рядом с нами, - надо разглядеть тех, кто устремляется к этой святости: кто-то послушанием, кто-то жаждой правды Божией, кто-то тихостью и кротостью или ещё какой-то чертой. И тогда мы сможем начать обращаться друг к другу совсем иначе, и увидев искру этой святости, не сможем не поклониться Богу.
 

Аудио