Войти в достоинство быть чадами Божьими - единственная причина принять христианство

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 7 ноября 2023 г., в день памяти праведной Тави́фы Иоппийской (I).

Дорогие и возлюбленные мои братья и сёстры! Вот мы частенько эти слова слышим с церковного амвона, и к ним даже привыкаем. Священник к прихожанам или просто к людям, зашедшим в храм, иначе и не обращается, как только "братья и сёстры". А сегодняшнее Евангелие даёт нам повод осознать и вновь пережить эти слова. Друг другу мы братья и сёстры - почему? Потому что Христос привёл нас к Богу как к любящему Отцу, Он открыл нам Бога как любящего Отца, и через подвиг спасительный Христов, через Его крестные страдания и смерть, через веру в Господа Иисуса Христа, что Своей смертью Он откупил нас от власти греха и смерти, мы вновь вошли в достояние быть чадами Божьими. А раз мы чада Божьи все, то, значит, друг другу братья и сёстры, с чем я вас и поздравляю.

Дорогие мои братья и сёстры! Что я вам хотел сегодня сказать в связи с нашим с вами таким вот общим достоинством быть чадами Божьими. Ведь это достоинство - ни в коем случае нельзя его низводить, принижать, это действительно высокое достояние - быть чадами Божьими. Именно для этого мы приходим в Церковь, именно для этого мы принимаем веру Христову. Нет другой настоящей причины принять христианство, кроме того, как воспринять эту веру для того, чтобы войти вновь в достоинство быть чадами Божьими. Все остальные причины и поводы прийти в Церковь мелки: устройство свей личной, рабочей жизни, какие-то проблемы, решение их, желание послушать красивое пение, проповедь священника, желание соприкоснуться с культурой, ещё тысяча и одна причина - всё это мелко, потому что в Церковь мы приходим ради Бога. И мы не должны, конечно, принижать это достоинство быть чадами Божьими.

А у чад Божьих, конечно же, есть определённые не только обязательства, но и права. Самое, конечно же, главное, на что мы можем рассчитывать, становясь чадами Божьими, - это на самого нашего Бога и Отца, на то, что Он будет нашим Богом, а мы будем Его чадами. Сами эти отношения могут в корне переродить нашу жизнь. Живым, видимым свидетельством этого является Причастие Святых Христовых Таинств. Соединяясь с Телом и Кровью Христовыми, мы вновь и вновь переживаем эту близость к Богу, и потому, дорогие братья и сёстры, никто не вправе от нас отнимать этого права быть вместе с Богом. Никто не вправе говорить нам, мол, ты сегодня причащайся, завтра не причащайся, потому что Причастие Святых Христовых Таинств есть самое следствие того, что мы христиане.

"Как же это так, - спросите у меня вы, - ведь священник на исповеди имеет право отстранить человека от Причастия, не благословить его причащаться?" Действительно, такая власть у священника есть. Во-первых, нужно различать власть духовника и власть священника в принципе. Любой священник может не допустить до Причастия какого-то человека, если он видит, что его духовное состояние таково, что он не ради Бога, не ради того, чтобы быть с Богом, не ради спасения своей души, не в возрастание во Христе Иисусе причастится Тела и Крови Христовой, а в укрепление в своей уверенности в праве совершать грехи. Если священник видит такого человека, он не только может, но и должен его остановить. Поэтому, конечно же, чисто теоретически, приходя к исповеди, мы, в общем-то, должны быть готовы к тому, что священник скажет: "Знаешь что, дружочек, вот ты сейчас эти грехи называешь, как будто это вообще ничего не стоящее дело, а на самом деле ты в своей, например, гордыне, или своем сквернословии, или там ещё чего-нибудь, увяз настолько, что я думаю, тебе полезнее сегодня постоять да посокрушаться". Есть такое право у священника? Конечно, есть.

Но в общем-то, эта ситуация скорее исключительная, поэтому человек всё-таки - христианин, чадо Божье - должен, конечно, прибегать с намерением причаститься и не ожидать от священника того, что он будет разрешение такое давать каждому в отдельности, потому что к чему это разрешение тому, кто и так чадо Божье? Когда мы говорим: "Вот батюшка если благословит мне причаститься" - значит, получается, батюшка - чадо Божье, а я - не чадо Божье, значит, я сам не в состоянии отличить одно от другого. Ну есть, конечно, такие христиане, которые только переступили порог храма, им нужна помощь такая, поддержка священника каждый раз. Но если мы не первый, не второй и не пятый, и даже не двадцатый раз приходим в храм - уж, наверное, можем научиться отличать одно от другого.

И ещё нужно, конечно же, помнить, что есть и духовник. Духовник может и в каких-то, может быть, даже более простых ситуациях человека не допустить к Причастию, потому что он разглядит гораздо больше, чем какой-то другой священник. Ну например, если священник говорит: "Будь любезен, если ты хочешь причаститься, делай то-то, то-то". И ты приходишь к этому духовнику и говоришь: "А вот знаете, батюшка, а я вот это, это, что Вы мне сказали, я это всё не делаю". Ну и тогда вопрос возникает: "А чего ты тогда приходил? Чего ты спрашивал тогда? Если ты спрашивал и не делаешь, то ты тогда либо не называй меня духовником, либо ты тогда уже, будь любезен, слушайся. А если ты не слушаешься, если я в твоём этом неделании вижу сплошную гордыню. Знаешь что, дорогой, не причащайся".

Это духовник может такое сказать. Но духовник в этой ситуации может поступить так, даже исходя из самых простых грехов. Но не простой какой-то священник. Откуда простому священнику знать, что стоит за вашей вчера съеденной курицей? Откуда он должен знать: курицу ты вчера съел из-за чего? Голодный был? Или ты, может, назло Богу: "А вот пойду сейчас, съем эту курицу, чтобы завтра пойти причащаться". Откуда же мне это известно? Я не духовник. Неизвестно мне это, я простой священник. Вот слушаю грехи, молюсь Богу о том, чтобы Господь простил, радуюсь с вами, братьями и сёстрами. И всех люблю, и если вдруг увижу кого-то, кто недостоин, обязательно скажу, а спрашивать для чего?

А в этих вопросах сквозит ни что иное, дорогие друзья, как инфантилизм, нежелание брать на себя ответственность за свою собственную духовную жизнь. Если ты, конечно, только что делаешь первые шаги - это всё понятно, а если ты много лет в храме, то что на священника перекладывать? Ещё ладно на духовника, ладно, на какого-то духоносного старца перекладывать эту ответственность: причащаться тебе или не причащаться. А какого-то простого молодого попа в проезжем приходе? Во всём этом видно, что человек думает: "Вот как решит батюшка, с меня взятки гладки". А не гладки с вас взятки! Вы - чада Божьи! Не только я, вы тоже чада Божьи. Вы говорите своими устами: "Отец наш, сущий на небесах, пусть святится имя Твое!" Это - ваше достояние, это ваше право, и это ваша ответственность. Нужно это всё принять и самому человеку, конечно же, в первую очередь решаться на то, причащаться или не причащаться - всё это такие вот следствия взрослой жизни. Когда мы младенцы - нас принесли на ручках, и наше дело только ротик открыть. А когда мы взрослые, нам приходится уже решаться.

Так что вот такие мне хотелось, дорогие друзья, мои братья и сёстры, до вас донести мысли. Мысли эти проистекают не только из удивления, в которое вы меня сегодня неоднократно повергли, но и из Евангельского сегодняшнего благовествования. Эти привычные слова, которые мы с вами слышим за каждой Литургией, которые мы с вами произносим дома в утренних, в вечерних, каких-то прочих молитвах: "Отче наш, сущий на небесах" - в этих словах заложена огромная для нас надежда, самая сердцевина нашей веры, и потому призываю вас, дорогие братья и сёстры, и словами этими, конечно же, дорожить, то есть с вниманием всегда произносить эти слова молитвы Господней, не пробалтывать их мимо, но и, конечно же, жить так, чтобы входить в достоинство чад Божьих. Не только в том, чтобы каких-то грехов, например, не делать, но и в том, чтобы хорошо чувствовать, что мы чада у Бога не просто какие-нибудь, а любимые чада. И вот этих любимых чад никто поганой метлой из храма гнать не должен. Если вдруг попадается на вашем путь какой-то священник, который начинает вас гнать поганой метлой, так и знайте: вы - чада Божьи, и он не прав.

Вы, если, конечно, речь не идёт о вашем духовнике: выбрали себе духовника строгого - ну, тогда слушайтесь, тогда терпите от него, даже если будет вас заставлять лук сажать вверх корешками - ну это ваше будет уже духовное упражнение. Скажет вам духовник, что перед каждым причастием нужно по три дня поститься и молитвы читать такие-то и такие-то, и причащаться не чаще, чем раз в две недели - будьте любезны, слушайтесь. А если такого нет, если духовник вам такого не сказал, то знайте всегда, что мера эта - она определяется вашим взрослым самосознанием. Если нужно посоветоваться - посоветуйтесь, всегда подскажут, а перекладывать ответственность не будем. Будем любить Бога, будем стараться быть чадами Божьими и словами нашими, и делами, и мыслями. Аминь.

Аудио