Никакой грех не может стать между человеком и Богом намертво

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 27 июля 2024 г., в день памяти преподобного Никоди́ма Святогорца (1809).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, мы с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь призвал евангелиста Матфея, самого автора Евангелия, на апостольское служение. Каждое из четырёх Евангелий, вошедших в новозаветный канон, содержит такие маленькие вкрапления, рассказывающие именно о самом евангелисте. Для каждого из них Евангелие было не чем-то в стороне находящимся, но частью их собственной жизни. И элемент такого "автопортрета" присутствует в каждом Евангелии как передающий именно такой субъективный взгляд на евангельские события, именно такое человеческое, живое, сердечное отношение к происходящему, конечно, поэтому является особенно ценным для нас.

О чём же мы слышали сегодня? Евангелист Матфей, прежде, чем он стал апостолом и автором первого из четырёх Евангелий в новозаветном каноне, был мытарем, сборщиком податей. То есть, человеком, судя по всему, был образованным, но свои таланты обратившим на извлечение собственной выгоды в той ситуации, когда его отчизна, его народ страдал. Каждый раз, когда с каким-то народом случаются такие трагические истории в его истории, когда случается, что кто-то кем-то побеждён, случаются какие-то катаклизмы, войны, чрезвычайные ситуации - всегда, к сожалению, находятся те люди, которые извлекают из этого свою собственную личную выгоду и пользуются ситуацией. Мытари были теми самыми людьми: они собирали подати в пользу ненавистных римских оккупантов, но, ко всему прочему, делая это, они не жалели собственных сродников, сородичей, соплеменников, извлекали собственную выгоду, накручивая ужасные проценты. Короче говоря, мучая людей ещё больше ради собственного обогащения. И поэтому мытарей не любили, и не любили неспроста. Случись такие люди в любом обществе, их бы так же не любили. Ничего в этом такого не было особенно отличительного для той эпохи.

Но вот в евангелисте Матфее будущем, а тогда мытаре Матфее, Господь Иисус Христос, видимо, Своим провидением, Своим взглядом мессианским увидел что-то такое живое и настоящее, увидел в нём не довольство лишь внешним богатством и устроением своей земной жизни - способность ответить на Божий призыв в нём была. Как Господь это увидел, мы не знаем, но знаем, что евангелист ответил на этот призыв мгновенно - мгновенно оставил всё и ушёл. Оставил не только всё то, чем он занимался, оставил всю эту деятельность, всю её прибыль, и все эти дела оставил, и никаких, видимо, и распоряжений в отношении него делать не стал, потому что на одной чаше весов было земное, а на другой чаше весов была собственная его душа, и променять её на что-то другое он оказался не в состоянии, поэтому и стал апостолом, поэтому и стал евангелистом.

Но для апостола-евангелиста Матфея вот этот вот момент запомнился не только тем самым призывом, как он встал и пошёл вслед за Христом. Он описывает ещё и какое-то вот собрание, куда, видимо, он по случаю своего вот такого избрания к Господу, на радостях желает видеть гостеприимство и вот такой вот жест. Потому что мытарей действительно не принимали, и просто подойти к мытарю и сказать: "Встань и иди за Мной" - это тоже своего рода вызов обществу. Так вот, Матфей собирает подобных себе своих друзей, тех, кто отвергнуты (сказано - "мытарей и грешников"). Дело, конечно, не в том, что он ходил и выбирал тех, кто погрешнее, а именно под грешниками подразумеваются такие отверженные - тех, кого из соображений таких вот духовно-санитарных, можно сказать, общество еврейское отвергало и не общалось с ними, чтобы не заражаться грехом. И вот такие вот отвергнутые собираются, и Господа упрекают за то, что Он ест вместе с ними, а Господь отвечает такой фразой: "Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию".

И эти слова, действительно, наверное запечатлелись в сердце евангелиста Матфея и сделались основой его собственной веры и доверия Господу и основой его собственной, видимо, апостольской проповеди, потому что в дальнейшем, проповедуя, он об этом говорил, и рассказывал о том, как он, будучи грешником, был принят Богом всецело, как бы ни за что. И такой же шанс есть у каждого человека, который хочет быть Божьим.

Вот обращение евангелиста Матфея даёт нам повод, дорогие братья и сёстры, задуматься о нашем собственном покаянии, о том, как мы проживаем его в нашей собственной жизни. Ведь действительно для нас, православных христиан, покаяние в грехах чаще всего ассоциируется с тем, что мы приходим в храм и приступаем к таинству исповеди перед Причастием. Вот нам нужно причаститься, и перед этим мы пойдём на исповедь, перед исповедью надо вспомнить какие-то свои грехи. Поразмышлять о них, придя и исповедовав их перед Богом, перед священником, получить прощение в этих грехах. Это всё правильно, это всё действительно так. Но есть такой момент, который находится как бы в корне вот этого подхода к прощению грехов, и этот момент ни в коем случае нельзя забывать и упускать, ведь дело заключается в том, что право так думать и право считать, что грехи прощены после того, как священник прочтёт разрешительную молитву, у нас есть исключительно в силу того, что мы имеем доверие нашему Господу - такое же доверие, какое имел евангелист Матфей.

Мы имеем веру в то, что Христос пришёл не праведников спасти, а грешников. И это не то чтобы обращает нас в ту сторону, что мы должны стремиться не к праведности, а к греховной жизни. Нет. Но именно понимание того, что на нашем пути были грехи, были падения, не должно стать препятствием для того, чтобы иметь веру нашему Господу. Никакой грех не может стать между человеком и Богом намертво, потому что Христос победил эту устойчивость греха, победил его живучесть. И поэтому лишь только обращая с верой взгляд на Господа Иисуса Христа, распятого и воскресшего из мёртвых, мы действительно можем вернуть себе вот это состояние быть сыновьями и дочерьми Божьими. И исповедь в этом контексте является лишь внешним фактором, последней стадией этого покаяния, как бы засвидетельствованным шагом, в котором мы уже действительно отходим, не возвращаясь больше к тем или иным грехам. Но в основе всё равно должна быть вера - вера Господу, вера Его спасительным страданиям и вера в то, что Он пришёл не праведников призвать, но грешников, а значит вера в то, что мы действительно Ему нужны.

Мы Ему нужны, несмотря на то, что снова и снова ходим по кругу, возвращаясь к одним и тем же грехам, не в силах победить свою собственную страстность. Мы Ему нужны, несмотря на то, что говорим одно, а делами своими без конца, снова и снова, показываем свою нехристианскость. Мы нужны Ему в любом состоянии, только потому, что имеем к Нему веру.

Так вот, дорогие братья и сёстры, пускай сегодняшний день, день, когда Евангелие за Божественной литургией призывает нас вспомнить евангелиста Матфея и его обращение, станет для нас днём возрождения нашей веры, днём обретения для неё нового - хорошо забытого старого, вернее - основания для нашей веры и прощения наших грехов. И пусть через это жизнь наша, наполненная верой, лишённая тяготы греховной, будет светлее и чище во славу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
 

Аудио