Господь благодатью Своею покроет всякое страдание любящих Его

Господь благодатью Свою покроет всякое страдание любящих Его

 Проповедь иерея Сергия Чекоданова 13 августа 2024 г., в день памяти священномученика Вениами́на (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Се́ргия (Шеина), архимандрита и мучеников Ю́рия Новицкого и Иоа́нна Ковшарова (1922).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшний день Святая Церковь светло празднует память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Он пострадал в 1922 году по так называемому петроградскому делу об изъятии церковных ценностей. Вместе с ним проходило по судебному делу 86 человек, которые в большинстве своём были приговорены к различным срокам лишения своей свободы, десять было приговорено к смертной казни, шестерым из них смертная казнь впоследствии была заменена также на тюремное заключение. И вместе с владыкой Вениамином пострадали трое его ближайших сподвижников: архимандрит Сергий Шеин, мученик Юрий Новицкий и мученик Иоанн Ковшаров.

Личность священномученика Вениамина совершенно особенным образом стоит в истории нашей Церкви и особенно близка нам. Святой священномученик, ещё будучи епископом Гдовским, освящал наш храм. Он был наставником и сомолитвенником святого преподобного Серафима Вырицкого. И всё то, что происходило в Петрограде чуть больше, чем сто лет тому назад, вся история церкви в Петроградской митрополии связана именно с именем этого человека. Он был избран митрополитом Петроградским. Времена переменились довольно сильно, и революционные перемены в Отечестве нашем отчасти спровоцировали некоторые изменения в церковном устроении. Церковь в течение многих десятилетий была в несколько несвободном положении, при том, что вроде как православие было государственной религией, но во главе Церкви стоял Синод, а во главе Синода был обер-прокурор - непосредственный представитель государства в Церкви.

Таким образом, государственное влияние на церковную жизнь было гораздо в большей степени выражено, чем это было для неё полезно. И поэтому избрание Святейшего Патриарха в 1917 году повлекло и многие такие перемены, которые потом в Церкви русской не удержались, их потом не было никакой возможности дальше продолжать, в 1917 году повсеместно во многих епархиях были избраны архиереи. Это нам сейчас даже трудно себе представить, чтобы съезд епархиального духовенства и мирян простым голосованием избирал себе архиерея. Во многих епархиях этот процесс повлёк смуты и нестроения. И в общем-то это сделалось причиной того, что от этой практики Церковь ушла. Но не в Петрограде. В Петрограде практически единогласно был избран епископ Гдовский Вениамин, тогда викарный епископ, на эту должность, на это священное служение быть митрополитом Петроградским.

Почему так случилось? По той причине, что священномученик Вениамин был глубоко церковным, искренне верующим и любящим человеком. Для него заповеди Божии были чем-то  неразрывно связанным с его собственной жизнью. Для него служение в Церкви не было карьерой. И главное, что он видел, что можно делать - это быть милосердным и заботиться о людях, используя вот это высокое положение. Уже будучи епископом, его зачастую видели на улицах Петрограда, когда он в старой рясе, сняв с себя все признаки, которые выдавали бы в нём архиерея, шёл куда-то на окраины Петрограда для того, чтобы напутствовать к смерти, или причастить болящего, или каким-то ещё другим образом помочь людям, которые были совсем не богаты, и совсем зачастую не ждали, что от архиерей снизойдет к тому, чтобы посетить их бедное жилище .

Но для владыки Вениамина это было потребностью души его, поэтому люди возлюбили его и называли его просто «наш батюшка Вениамин». Не "владыка", не "архиерей", не "епископ", а "наш батюшка Вениамин". По этой причине в 1917 году владыке Вениамину удалось сплотить вокруг себя Петроградское духовенство. Его любили и люди, и священники, вокруг него действительно собирались любящие Христа люди. И с его благословения происходили многие события, многие процессы, которые, несмотря на давление светской власти на церковную жизнь, позволяли жить этой жизни самым что ни на есть настоящим образом.

Церковная жизнь не угасала, а процветала в послереволюционном Петрограде. В Александро-Невской лавре приходит к небывалому подъему Александро-Невское братство, главной задачей которого заключалась именно духовная жизнь людей, находящихся в миру. Они делались своего рода заменой закрываемым монастырям и тем оплотам духовной жизни, на которые привыкло ориентироваться общество до революции.

Тайным образом зачастую члены Александро-Невского братства принимали монашеский чин, многие не принимая жили в миру во всяческом воздержании, в молитве, пребывая в Слове Божьем, в совместном общении. Когда в 1922 году советская власть издала декрет об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим, во многом - главной, можно сказать, целью такого поступка - для власти было не столько собрать золото, сколько внести раздрай и смуту в церковное сообщество. Но на удивление в Петрограде мирно прошли такие изъятия, мирно владыка сам призывал и успокаивал верующих людей, призывая отдать всё, что нужно, на помощь людям. Всё только то, что можно было отдать: ризы с икон, какие-то другие ценности, которые только не относились к совершению Божественной Литургии. Вот их, конечно, нельзя было изъять, просто переплавить, и, вроде как, в тех случаях, когда власть настаивала на изъятии таких ценностей, каких-то Чаш евхаристических, которые дорого стоили, - были неоднократные случаи, когда церковные общины по благословению владыки Вениамина собирали деньги и вносили замену вот этой ценности церковной, чтобы её не изымать. То есть, фактически однажды созданная за народные деньги ценность второй раз людьми выкупалась для безбожной вот этой власти.

Сейчас уже, когда прошло множество десятилетий, открыты архивы, известно, что провокацией это было не только в адрес церковной жизни, но и вообще лютым обманом было, потому что, конечно, и голодающим тоже хотели помочь, но большей-то частью большевикам нужно было расплачиваться за те долги, которые позволили им устроить, в общем-то, и продержаться в революционные годы, в частности, с немецким государством. И это было колоссальным обманом, но даже, может быть, и подозревая подобные вещи, владыка Вениамин всё равно призывал своих духовных чад не держаться за земное, а именно ради милосердия и ради помощи ближним отдавать церковное добро.

Но это не входило в планы советской власти, чтобы так всё произошло, и поэтому были созданы провокации, когда в храмы стали заходить красноармейцы прямо во время службы, останавливая богослужение, требуя немедленного изъятия церковных новых и новых ценностей. И вот когда такие вещи стали происходить, возникли народные волнения, и это дало повод для организации так называемого «Петроградского дела о церковных ценностях». Владыка Вениамин удивительным образом вёл себя на этом процессе. Процесс был намеренно сделан открытым и показательным. Его заседания проходили в зале Дворянского собрания, бывшего Дворянского собрания. Теперь это здание всем петербуржцам известно как Большой зал Филармонии. В этом огромном зале был устроен стол с трибуналом, и по очереди вызывались в качестве свидетелей и в качестве обвиняемых все новые и новые лица. И то, как вёл себя владыка Вениамин, запомнилось не только тем, кто пришёл в этот зал, чтобы поддержать его, потому что было таких немало, но и врагам его и тем, кто жаждали его осуждения. Его спокойное состояние, непоколебимая вера были поддержкой для множества людей.

В своем предсмертном письме, уже будучи осуждённым, приговорённым к смерти, отправленном одному близкому человеку, святитель Вениамин свидетельствовал о том, что по мере возрастания скорбей и страданий он чувствовал, как избыточествовала благодать Божия. «Я радостен и покоен, как всегда», — писал он. «Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо,» - за несколько дней до смерти из застенков НКВД писал такие слова священномученик Вениамин.

Мы не знаем, где и точно когда был он расстрелян. Нам, Церкви Христовой, советская власть не оставила даже возможности достойно похоронить своего пастыря. На кладбище Александро-Невской Лавры существует условный памятник, под которым нет захоронения. Где именно, как и при каких обстоятельствах, кем был расстрелян священномученик Вениамин - об этом есть лишь отдельные свидетельства, которые не составляют полноценной исторической правды, и мощей священномученика Вениамина тоже нет у Церкви. Но осталась вот эта непоколебимая вера - вера Господу Иисусу Христу, которая спустя сто с лишним лет светит нам, его духовным внукам и правнукам. Светит для нас надежда на то, что и мы тоже, уповая на Христа, не останемся посрамлены. Светит нам вера в то, что с Ним, с Господом, нам всегда хорошо. Светит нам любовь Христова через его светлый взгляд с иконы.

И какие бы нас ни ждали впереди испытания, каждого в отдельности и всех вместе, пусть это не ослабит нашу веру, пусть это укрепит нашу надежду на то, что Господь благодатью Своею покроет всякое страдание любящих Его и примет его во Царствии Своем так, как Он принял своего избранного, возлюбленного раба священномученика Вениамина Петроградского. Аминь.

Аудио