Господь не будет судить нас по меркам нашей земной справедливости

 Проповедь иерея Сергия Чекоданова 21 августа 2024 г., в день памяти преподобных Зоси́мы, Савва́тия и Германа Соловецких (Первое (1566) и второе (1992) перенесение мощей).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В сегодняшний день, дорогие, за Божественной литургией мы слышали с вами отрывок из двадцатой главы Евангелия от Матфея, в котором Господь рассказывает притчу о людях, которых хозяин виноградника призывал работать в своём винограднике. И выходил многократно, и призывал работников, потому что труда было много в его саду. И в начале дня, в третий, в шестой, в девятый час. То есть, если перевести на наше время и вспомнить, что во времена Господа время считали от восхода солнца, то есть приблизительно если считать там часов с шести утра - то есть, он утром вышел часов в девять, на наше время где-то в полдень, в шестой час, девятый час - это уже часа три дня, то есть, уже окончание рабочего дня явно совершенно проходит.

И вот в одиннадцатый час, то есть, уже совсем вечером, он выходит снова, зовёт других людей, и тоже, хоть они стояли весь день праздными, призывает их потрудиться хоть немного в его винограднике. И в конце дня, когда он начинает раздавать заслуженную и оговорённую плату, он всем даёт одинаково. Всем даёт пенязь - то есть, небольшую такую плату, о которой договорился с первыми. И первые начинают возмущаться, говорить: "Как же так? Ты нас приравнял с теми, кто всего только час поработал, а мы целый день на жаре трудились, и ты приравнял нас к ним, наши труды обесценил. На что Господь говорит: "Мы с тобою, друг, договаривались на такую плату, и я тебя не обманул и не обидел ничем. А если хочу дать и другому так же, как и тебе, то неужели будет твоё око завистливо, что я так благ.

Вот Господь в этой притче (начинается эта притча, как и всегда, читается, что сказал Господь: "Уподобится Царствие Небесное" - и дальше рассказывает эту историю) - открывает нам в этой притче реалии Царствия Небесного. И вот в этих реалиях Царствия Небесного есть нечто совсем не привычное не только современникам Господа Иисуса Христа, но спустя многие столетия так же это остаётся непривычным и для нас. А именно, мы от Бога ждём, чтобы Он был справедлив. А Бог зачастую поступает совсем не справедливо по меркам человеческим. То есть это многократно рассказано Господом, не только в этой притче, это не случайность, не ошибка, но Господь многократно это открывает: Господь не будет судить нас по меркам нашей земной справедливости, по меркам наших представлений о правде. И если кто-то из здесь присутствующих собирается в Царствие Небесное, то он должен к этой мысли привыкнуть, что у Господа реалии Его правды могут быть совсем другими.

Если посмотреть на эту ситуацию не глазами недовольных работников, а глазами Господа, то Он действительно хочет от избытка благ Своих дать всем, кто хоть сколько-то потрудился, и вместо справедливости, которая, может быть, была бы действительно честной, если им дали бы совсем чуть-чуть, или, наоборот, первым увеличили бы награду. Вместо справедливости здесь большая надежда появляется для всякого человека, который по тем или иным причинам не смог начать трудиться с самого начала дня, не смог вступить в труды ради Господа и к третьему, и к шестому часу, и может быть, что лишь к одиннадцатому часу, то есть, к самому закату дня своей жизни он предпринимает какие-то попытки успеть начать потрудиться по воле Божией. И для такого человека эта притча будет прекрасной надеждой.

И вот всякий человек, который в течение всей своей жизни трудится ради Господа и вдруг видит, потрудившись много лет, что кто-то сподобляется быть принятым Господом на закате своих дней, получить возможность явного присутствия Божьего в своей жизни, тот да не завидует, потому что у Господа щедрот много, и Господь всякому человеку готов дать, лишь бы тот обратился и потрудился, даже если в одиннадцатом часе.

В связи с обсуждением этой притчи мне хочется ещё сказать пару слов о таком явлении, которое мне в последнее время приходится слышать всё время на исповедях. Люди, приходя и говоря о своих грехах, делают зачастую разницу между тем, когда они поленились что-то сделать, например, для своего ближнего или по своим каким-то обязанностям трудовым, а также бывает, что человек ленится, например, молиться, и вот человек этот говорит: "У меня грех такой - духовная леность". Или вот что-нибудь ещё в таком духе, когда вот случись бы такая ситуация, подобная той, что описана в притче, - подобные ситуации обыкновенно именуются духовною завистью. Непонятно, зачем приделывается сюда эта духовность, потому что просто от того, что эта зависть духовная, или леность духовная, или ещё какой-то грех касается духовной жизни человека, он же на самом деле не меняет совершенно своей сути. Если так получилось, что именно в духовном аспекте твоей жизни открылась зависть, лень, гордость, презрение или ещё что-нибудь, другие грехи, это просто означает, что эти грехи в тебе есть. И быть может - не точно, но быть может - ты вовсе не пригоден к Царствию Небесному из-за того, что душа твоя повреждена этими грехами.

Поэтому не будем себя обольщать: духовная леность ничем не лучше простой лености, и духовная зависть ничем не лучше обыкновенной самой гадкой и омерзительной иссушающей душу зависти. Поэтому будем стараться делать так, чтобы духовная жизнь наша, и душевная, и телесная не расслаивались в нашем сознании, но чтобы мы себя целиком представляли Господу и старались уврачеваться от Его благодати и Его милости целиком - и душою, и телом, и духом нашим с тем, чтобы вместе ли с работниками третьего, или шестого, или девятого часа, или даже вместе с работниками одиннадцатого часа, но сподобиться награды от Него и Царствия Его достигнуть. Аминь. 

Аудио