Иконы - не цветочки на обоях, перед ними надо возносить молитвы

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 29 августа 2024 г., в день празднования Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшний день Святая Церковь празднует память перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Само событие это случилось уже более тысячи лет тому назад. Сам Нерукотворный образ Средневековья был утерян. Хотя, конечно, есть множество других нерукотворных отпечатков Нерукотворного образа по миру, но первоначальный оригинал считается утерянным. Хотя, с другой стороны, зато есть нерукотворный отпечаток Господа Иисуса Христа на Плащанице, которая хранится в Турине - Туринская Плащаница. Так что можно сказать, что сегодняшний праздник отчасти касается и вот и этого чудесного Изображения.

Предание Церкви говорит о том, что во время жизни Господа Иисуса Христа в то время в городе Эдессе, который достаточно далеко в Ассирии находился, - оттуда был послан местным правителем Авгарем человек, чтобы запечатлеть лик Господа Иисуса Христа. Авгарь был болен и надеялся, что изображение Господа Иисуса Христа будет для него предметом, от которого он получит исцеление. Сам он слышал о Христе и уверовал в то, чему учил Христос, старался жизнь свою устроить по христовым заповедям, но вот дальность расстояния вынудила его вот так вот поступить. И этот человек, художник, придя, пытался запечатлеть лик Господа и не мог этого сделать. Господь подал ему полотенце, которым отирал своё лицо, и на этом полотенце отпечатался образ Господа Иисуса Христа, который потом в течение многих столетий хранился Церковью, и прославился многими чудесами, и самое, наверное, существенное было одним из ключевых таких доказательств и аргументов в споре с иконоборческой ересью. Потому что, если Господь сам подал для поклонения свой пречистый лик, то противопоставлять этому что-то довольно-таки трудно.

Ну вот, а мы, дорогие, живём уже в 21-м веке, и для нас с вами иконы сделались чем-то совершенно естественным, тем, без чего невозможно представить себе христианского храма: и православный храм, и храмы других христианских конфессий - тоже, как правило, в них присутствует изображение Господа Иисуса Христа. Изображение Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, и святых прошло через различные, так скажем, школы, различные культурные течения, стили различные. И, конечно же, во многом изменился сам способ написания икон, само отношение к образу очень сильно изменилось за прошедшие вот эти века. И для нас с вами память Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа — это возможность осознать, можно даже сказать, проговорить своё отношение к иконам, в частности, к иконам Христовым.

Потому что, несмотря на то, что ересь иконоборчества побеждена более чем тысячу лет тому назад, несмотря на то, что празднуется Церковью множество икон Пресвятой Богородицы, и вот сегодня празднуется Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа, нельзя сказать, что тема иконопочитания просто полностью раскрыта в современной Церкви, решена и не имеет никаких проблем.

И проблемы здесь заключаются не только в том, что можно или нельзя поклоняться иконам. Вот этот вопрос - как раз более-менее понятно с ним всё: он решён, проговорён на Вселенских соборах, многократно в различных диспутах с иноверцами, с протестантами, который обсуждался и, в общем-то, доказывался. Так что здесь вопроса, как раз-таки, на самом деле, практически-то и нет. Это вопрос, можно сказать, что и снят. А вот вопрос, как почитать святые иконы? Каким образом мы должны воздавать честь иконам, полагая, что честь, воздаваемая иконе, будет возноситься её первообразу? Вот здесь, на самом деле, всё не так просто, потому что в современной жизни мы столкнулись с тем, что образа в принципе, но и образа святые, они девальвировались, они потеряли свою уникальность, они штампуются, их огромное количество. Они появляются, мелькают и исчезают.

Сейчас даже нет речи о том, что иконы печатаются, и их слишком много. Иконы появляются перед нами, когда мы листаем социальные сети, когда каким-то образом назначаются какие-то вывески: везде и повсюду мы видим там иконы, иконы, иконы, и мы к этому настолько привыкли, что начинаем забывать о том, что, в общем-то, почитание святых и Господа через иконы — это в первую очередь огромный дар и свидетельство Церкви Христовой о той близости Бога к человеческому роду. То есть всякий раз, когда мы незапечатлеваемого Бога запечатлеваем на образе, на иконографическом образе, мы тем самым свидетельствуем о том, что Слово стало Плотью, и жило среди нас, и было как мы, и во всём восприняло нашу человеческую природу, во всём, кроме греха.

И именно перед этим фактом, перед фактом огромной любви Бога к людям, должно быть благоговение в сердце христианском каждый раз, когда мы взираем на святые иконы. И вот, взирая на икону в церкви или дома в домашнем иконостасе, мы это ещё более-менее пережить можем, но видя огромное количество икон, которые мелькают перед нами, мы тем самым теряем это благоговение. Поэтому я думаю, что правильно, когда христианин именно из соображений благоговения старается ограничивать количество вот этих икон, иконописных образов в своём быту. Ограничивать не в том смысле, что нужно выбрасывать эти иконы из дома и жить без икон, конечно же нет. А ограничивать в том смысле, что иконы должны уходить из тех мест, там, где им не место, там, где им нет подобающего им почитания.

Мы не должны участвовать в том, чтобы заполнять иконами везде и всюду своё общение в интернете. Не нужно обвешивать иконами все возможные предметы, которыми мы пользуемся. Если есть у нас традиция молиться Богу, когда мы начинаем движение на автомобиле, там должна быть икона. Если икона висит, а традиция эта не возникает, икона превращается в фетиш, она девальвируется. Она лишается того смысла. Мы сами лишаем эту святыню наполненности и тем самым получается кощунство. Даже тогда, когда, может быть, мы с неё пыль вытираем, раз в неделю, всё равно получается, что это кощунство, потому что икона нужна для того, чтобы перед ней молились.

И это касается также и наших домашних икон, которые находятся у нас дома. Сколько икон у кого должно быть дома - это каждый человек решает сам. У кого-то может быть одна любимая икона, он перед ней молится всю жизнь, и ничего ему другого не надо. У другого человека в каждой комнате все стены завешаны иконами. Такое тоже может быть. Нельзя осуждать человека за то, что он так или иначе устраивает свое жилище. Но иконы ни в коем случае не должны быть просто картинками, которые просто создают некую ауру, настроение какое-то в доме. Иконы нужны именно для того, чтобы перед ними возносились молитвы, чтобы мы благословляли Бога, взирая на икону, возносили свой ум к первообразу. И коль скоро много икон в нашем доме, то много должно быть молитвы, перед каждым образом хоть иногда, хоть и не каждый день, но хоть иногда перед каждым образом должна возноситься молитва, иначе получается, что они ничем не лучше, чем просто картинки на обоях, которые у нас висят, мы ходим мимо цветочков на обоях, не обращая на них внимания. И что цветочки на обоях, что святые на иконах для нас значат не больше в нашем доме, если мы не обращаемся перед этими образами не обращаемся к Господу, к Пресвятой Богородице, к святым угодникам Божьим.

Другими словами, дорогие братья и сёстры, меняются времена, и остаются вещи неизменные, конечно же, и почитание святых икон установлено Церковью на все времена, и не перестанет это быть в православной вере. Но в то же самое время меняются какие-то и обстоятельства, которые нужно непременно иметь в виду и учитывать. И главное, что в нас должно оставаться - это живая любовь к Тому, чьё изображение мы сегодня чтим и славим - Господу Иисусу Христу, Который нас ради человек и нашего ради спасения сошёл с Небес и сделался во всём подобным нам человеком, чтобы мы, люди, имели возможность победить через Его смерть и воскресение, победить сами свою собственную смерть и грех, владеющий нами. Вот это должно двигать наше отношение к святым иконам, об этом нельзя никогда забывать, никогда икона не должна становиться выше, чем почитание Бога через саму икону. Никогда средство не должно делаться целью. Таким образом поступая, мы всегда будем угождать Богу и будем верными его чадами и исполнителями заповедей Его. Аминь.

Аудио