Евангелие жёсткое, потому что Господь нас не обольщает

Проповедь иерея Михаила Журавлёва 15 сентября 2024 г., в день памяти преподобных Анто́ния (1073) и Феодо́сия (1074) Киево-Печерских.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Апостол Павел в Послании к Галатам говорит: "Возвещаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, ибо оно не человеческое, ибо я его получил не от человеков, но научился ему через откровение Иисуса Христа". И вот евангельская весть, благая весть, она нам открыта не через святых людей, не через апостолов, не через ангелов. Она нам принесена с неба самим Богом, Словом Божьим воплотившимся. Как апостол Иоанн говорит: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». И вот это небесное божественное учение - Евангелие - дано нам, и зачастую мы, слушая его, можем им удивляться, можем им восхищаться, но не хватает нам грешным, малодушным, немощным исполнить это Слово до конца.

Тяжело нам его исполнить. Иногда даже ученики, в Евангелии об этом сказано, слушали Христа и говорили: "Какие странные слова, кто может это слушать?" И вот сегодня мы как раз опять видим подтверждение вышесказанному: подошёл ко Христу некий юноша и сказал: «Учитель благий, что мне сделать, чтобы я наследовал жизнь вечную?»  И Господь ему говорит: "Что ты Меня называешь благим?" Он это сказал, потому что Господь сердцеведец и видит, с каким сердцем к нему подходят люди. И как говорят, толкуют это место святые отцы, этот юноша подходил ко Христу, не осознавая того, что это Бог перед ним стоит, а почитая его как одного из учителей, одного из раввинов, и поэтому Господь его немножко так отстраняет и говорит: "Что ты называешь Меня благим?", то есть, давая понять, что не нужно слишком возвеличивать даже любого учителя, потому что величие подобает только одному Богу, а если ты не считаешь Меня, не принимаешь за Бога, то Я в этом и не нуждаюсь. И действительно, един только благ — Господь. По сравнению с Ним все остальные, так сказать, меркнут в своей благости. Только Бог — единственное благо абсолютное и совершенное.

И вот этот юноша, подойдя ко Христу, начал спрашивать Его, и Господь ему указал, что нужно для того, чтобы получить жизнь вечную. Он указал на заповеди Божьи, и сказал ему: "Соблюди заповеди Божьи".  Юноша начал уточнять, спрашивать, какие. Господь сослался ему на заповеди, которые даны были ещё пророку Моисею на горе Синай. Там было дано десять заповедей, которые делились в свою очередь на две основных части. Четыре заповеди были отнесены по отношению человека к Богу, то есть «Я есть Бог» — это первая заповедь, «не сотвори себе кумира» и так далее. А остальные шесть заповедей относились к человеку, к людям, то есть как нужно относиться к своему ближнему. И вот Господь не стал уже этому юноше говорить про отношение к Богу. Он просто начал ему говорить о том, как нужно относиться к людям. Он сказал: "Не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, и относись к ближнему своему как к самому себе". То есть вот эти вот основные заповеди.

Но вот юноша, может быть потому, что он был молод, может быть потому, что был не очень внимательный к своему сердцу, он сказал, что это он всё исполнил от юности своей, что всё это он соделал. Ну и Господь сказал ему: "Ну хорошо, если хочешь быть совершенным, тогда иди и продай своё имение и раздай нищим". И сказано, что юноша этот отошёл весьма опечаленным. То есть, его представления о себе, о своей праведной жизни разрушились от той высоты евангельского учения, которое Христос поставил пред ним, задал эту высокую планку, которую не смог достичь этот юноша. Он почитал, видимо, себя праведным, может быть, как-то чувствовал, что всё, что он исполнил, чего-то всё равно не хватает, не хватает ему какой-то благодати для спасения. И вот на деле оказалось, что он даже и этих-то заповедей не исполнил, потому что сказано, что имение его было весьма великое.

Соответственно, если та заповедь, которую Господь указал последней, «возлюби ближнего своего, как самого себя», то получается, что ни он, и ни мы не любим ближнего своего так, как сами себя, потому что если бы мы любили ближнего своего, как самого себя, то мы бы не накопили столько имущества, не тратили бы столько на себя, на свои удовольствия, видя вокруг и бедных, и нищих, и убогих. Ну, конечно, мы можем всегда в своё оправдание привести много всяких доводов, что, может быть, эти люди сами виноваты, что они стали нищие, может быть, они по своей глупости, по своей лени, по своей необразованности, и так далее и тому подобное, не смогли устроиться в этой жизни. Но, тем не менее, заповедь Божия остаётся заповедью Божией, Господь нам заповедует великое — любить ближнего своего, как себя самого.

К сожалению, каждый из нас эгоцентричен, и мы все ищем своего, своих желаний исполнения, и забываем о том, о чём говорил Господь. Люди часто к Богу именно приходят тогда, когда им плохо, тяжело и трудно, в надежде на то, что Господь снимет с них эти трудности, поможет им, облегчит им нести свой крест, и такое зачастую бывает с людьми, да, люди приходят, молятся, просят, каются и так далее, в чем-то изменяются. И действительно бывает, что и жизнь их изменяется, действительно, получают просимое. Но только это лишь начало пути ко Христу. Господь скорбями нас приводит к Себе, даёт нам возможность задуматься о том пути, которым мы шли, но потом-то Господь нас зовёт дальше.

Находясь с Богом в таких хороших условиях, мы находимся как бы со Христом на Фаворе. И как апостол Пётр, когда был на Фаворе, говорил Христу в присутствии пророка Моисея и пророка Илии, говорил: "Хорошо нам, Господи, здесь быть. Давай сотворим здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею, одну Илии". Забыл про всё, ему было хорошо со Христом. Но, тем не менее, Фавор закончился, и Господь заставляет учеников Своих идти вместе с Ним спускаться с Фавора и зовёт их на другую гору - на Голгофу. И вот на Голгофу, конечно, никто из людей идти не хочет, потому что это противно нашей человеческой природе. Идти на страдания, идти распинать себя - это очень трудно, тяжело, болезненно. Каждый из нас, может быть, и понимает, что нужно идти за Христом, с Христом, но хочется как-то, чтобы это было, может быть, потом, может, не сейчас. Как Блаженный Августин говорил: «Господи, спаси меня, только не сейчас».

Вот мы видим, что этот юноша тоже отошёл от Христа опечаленным, и дальше Господь говорил о том, что тяжело богатому войти в Царство Небесное, не просто богатому, а тому человеку, который надеется на богатство, потому что в таком случае, когда у человека большое богатство, он надеется не на Бога, а на своё богатство. Он считает, что богатство ему поможет. Но в Евангелии сказано, что богатство - оно неверное. И неоднократно говорится о том, что богатство может подвести человека, что может быть препятствием для того, чтобы человек приблизился к Богу, соединился с Ним.

И если мы вспомним притчу о Сеятеле, то там говорится о разного рода видах почв, на которые упало семя, и, в частности, третье семя, о котором говорится, оно упало в тернии. Когда Христос растолковывал эту притчу своим ученикам, Он говорил, что тернии — это те люди, те сердца человеческие, на которые Слово Божие упало, но осталось бесплодным именно из-за того, что они заботами житейскими и обольщением богатства отошли и остались бесплодными. Так вот, богатство чем больше, тем более оно человека обольщает, потому что обольщение — это ложь, то есть, у человека возникает ложная мысль, надежда, что богатство его спасёт. Но мы все с вами прекрасно понимаем, что впереди нас всех ждёт великий переход от этой жизни к жизни вечной, и мы ничего с собой не возьмём: какое бы богатство у нас бы ни было, большое великое, оно всё останется здесь. Оно не поможет нам абсолютно никак.

Единственное, оно может помочь, если мы его будем употреблять его на благо ближних, на волю Божию, богатеть в Бога. Вот жизнь наша, она здесь закончится обязательно, все мы это знаем, но сердце наше как-то это не принимает. Зачастую мы так живём, как будто мы не умрём. Мы так чувствуем, что мы живём, что смерть где-то там, далеко. Хотя мы видим, что умирают люди вокруг нас, но как-то это нас зачастую не касается, потому что кажется, что это всё к нам не относится. Но в какой-то момент придёт этот день, этот час, когда нам придётся перейти отсюда к Богу. И вот в этой жизни мы только, так сказать, получаем зачаток жизни вечной и благ вечных, но если не будем жить по Божьему, по заповедям Его, то мы можем в этой жизни получить не зачаток жизни, а зачаток, наоборот, смерти вечной и муки вечной.

И вот об этом нам напоминает Евангелие, потому что, опять же, возвращаемся к тому, с чего начали, что мы пытаемся в жизни этой жить телом, материально, потому что мы, может быть, другой жизни и не видели, не знали, как апостол Павел говорит: «Не видело око, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовил Бог возлюбленным». Мы этого не знаем, может быть, у нас такого духовного опыта нет, поэтому мы привыкли жить той жизнью, которой мы живём, материальной, нам даже кажется, может быть, иногда, что, может быть, ничего другого и нет. Но вот Господь и говорит, что нужно жить не плотью, а нужно жить духом. И апостол Павел говорит, что сеющие в плоть пожнут от плоти тление, а сеющие в дух пожнут от духа жизнь вечную.

И вот, как раз-таки, Евангелие нам об этом и говорит, что в конце жизни нашей все равно будет Суд. Вообще Евангелие такое жёсткое, потому что Господь нас не обольщает, Он нам говорит, что ничего хорошего, в принципе, в этой жизни, по большому счёту, быть не может. Да, бывают какие-то утешения, наслаждения, но, по сути дела, жизнь эта - юдоль плачевная, как говорится, и что она не дана нам для удовольствий, для отдыха, для наслаждений. Это есть, конечно, потому что настолько мы слабы, что без удовольствия, наслаждения, какой-то отрады мы вообще бы, наверное, ничего бы не смогли, мы полностью бы впали в уныние. Господь нам даёт это ощутить.

Но если человек переключается полностью на это и ставит целью своей жизни достижение только этого, то в конечном итоге, скорее всего, он потерпит поражение. И Господь говорит, что Он снова придёт, и что Он каждому воздаст по делам его. То есть, Он нас оставил на время, и каждому предоставил его жизнь, его совесть, свободу его совести. То есть, каждый из нас сам выбирает. И вот Он придёт и воздаст каждому по его делам. И вот от того, какие мы дела творим, такой будет наша жизнь вечная.

И вот, опять же, вспоминая сегодняшнего юношу, вспомним и себя. Наверняка каждый из нас когда-то кому-то, может быть, давал какую-то милостыню. Когда даёшь человеку, то, может быть, тебе кажется, что «ну я много дал», а когда поставишь себя на место того человека и подумаешь, ну, а если бы тебе столько дали при всех твоих нуждах, то ты поймёшь, насколько мало ты дал человеку, что, по сути дела, какие-то крохи даёшь ближнему своему. Ну вот Господь настолько милостив, что говорит, что блаженны милостивые, яко тии помилованы будут. То есть за какие-то крохи, которые в наших глазах, когда мы отдаём, нам кажутся большими. На самом деле это крохи. Господь за эти временные крохи обещал нам дать жизнь вечную, и блаженство вечное, и богатство нетленное. И Господь говорит, что где богатство будет ваше, там будет и сердце ваше. Аминь!

Аудио