Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни поляка...

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 4 октября 2024 г., в празднование Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В сегодняшний день за Божественной литургией мы слышали с вами отрывок из Евангелия от Луки, в котором очень большой контраст между тем, с чего он начинается и чем заканчивается. Начинается он с того, что Господь приходит в свой родной город, где был воспитан, - Назарет, и говорит там в синагоге, и слушающие Его люди дивятся словам благодати, исходящим из Его уст. А заканчивается этот фрагмент тем, что те же самые люди хотят побить камнями Иисуса и ведут Его на верх горы, у которой построен этот город, с тем, чтобы Его оттуда свергнуть, то есть казнить. Что такое случилось в назаретской синагоге, что привело к таким сильным переменам?

Люди, которые слушали Иисуса, стали удивляться тому, что вот Он рос среди нас, мы знаем Его сродников и видим такие великие дела и слышим такие удивительные слова из Его уст. А Господь в ответ им сказал слова, которые им совершенно не понравились. Он сказал о том, что много было прокажённых во времена пророка Елисея в Израиле, и ни одного в Израиле не исцелил он, только язычника Неемана из Сирии, сириянина. И так же много было вдовиц при Илии пророке в Израиле среди избранного народа Израильского, и ни к одной из них не пришёл, не посетил Господь через пророка своего, кроме как языческую Сарепту Сидонскую, как он посетил там жену-вдовицу.

И вот это противопоставление, прямым текстом сказанное Господом о том, что зря вы надеетесь на свои родственные связи, на своё происхождение от народа избранного, Господь милует и благодать Свою, зачастую, дает язычникам вперёд, чем даже тем, кому Он обещал это. Вот эти слова вызывают ярость вплоть до желания казнить Иисуса. Понятное дело, что рассуждения о происхождении от Израильского народа потеряли свою актуальность уже с первых апостольских времён, когда Господь повелел созидать Церковь Свою уже среди язычников.

И мы с вами, в общем-то, живём в народе, который от язычества пришел в христову веру, пусть давно, пусть уже много столетий, но тем не менее, происхождением из народа избранного, из народа Израилева почти никто не может похвастаться, что тут уж говорить, если уж русский, так русский, нельзя быть одновременно всеми на свете - и русскими, и избранным народом. Я имею в виду избранный народ именно в ветхозаветном его понимании.

Тем не менее, вот эти слова, несмотря на то, что они напрямую, казалось бы, совершенно неактуальны, они очень живо относятся и к нам, к тем людям, которые живут спустя две тысячи лет после Христа. Потому что, к сожалению, превозноситься одним перед другими, считать один народ лучше или более достойным благодати Божией и помощи Божией, нежели другой, это свойственно было и христианам, и остается свойственным христианам в течение многих столетий истории Церкви. Свойственно и нашему русскому народу, и свойственно и другим народам, которые в разные исторические периоды говорили о том, что вот Господь на тот или иной народ смотрит в большей степени, и презирает на него в большей степени, и благословляет его в большей степени, чем другие народы. И если кто-то начнёт с этим спорить, говорить, что это, мол, не так, Господь и другим народам помогает, и среди язычников находится Его нееманы сириянины, такие слова обычно вызывают гнев, раздражение, и ничего не меняется две тысячи лет.

А всё же история эта, рассказанная евангелистом Лукой, рассказана была, конечно же, не только для того, чтобы удивиться жестокосердию современников и Иисуса, но и для того, чтобы предотвратить такого рода заблуждения среди последующих поколений христиан. Потому что Господь действительно новый Израиль, народ избранный призвал к Себе в Своё новое обетование. И этот народ избранный есть Церковь Его. Его Церковь, в которой, как говорит апостол Павел, нет ни эллина, ни иудея. А мы можем продолжить на всякий случай, а то иногда, бывает, считают, что ни эллина, ни иудея - значит, "ни русского, ни поляка" там не сказано. Ни русского, ни поляка, ни американца, ни еврея, ни украинца, ни молдаванина - никого там нет для Господа Бога, это не имеет никакого значения. Всё и во всём Христос, и принадлежность ко Христу имеет значение, а национальная идентичность - не то, чтобы её нужно полностью умножить на ноль, ни в коем случае. Здесь, в наших земных реалиях, она, конечно же, нужна, и без неё никак не обойтись, и апостолы Христовы знали о своей национальной идентичности, соблюдали свои народные традиции, ни от кого не скрывали, не говорили, что вот мы, мол, теперь, раз мы христиане, то мы больше не имеем отношения к иудейскому народу.
И апостол Павел: раз я христианин, то я уже больше не римский гражданин. Ничего подобного они никогда не говорили и не провозглашали. Но все эти вещи никоим образом не могут встать ни в какое сравнение в вопросе спасения человека и отношения его к Царствию Небесному по сравнению с его подлинной верой и его готовностью жить по заповедям Христовым.

А потому, дорогие братья и сёстры, не будем восхищать ни у кого это право называться Божьим чадом . Пускай хоть весь мир вокруг, если придёт ко Господу, пускай среди него будут и те, кто нам по плоти близки, и те, кто далеки. Те, кто нашему народу исторически в близких отношениях,  и те, кто культурно и бытийно совершенно противоположны - пускай хоть все придут в Церковь Христову, пусть все спасутся. И это будет пускай нам желанно. Потому что вопрос нашего отношения к Царствию Небесному должен быть выше, чем наши земные взаимоотношения. Пусть же ничто земное не заслонит Небесного в нашей духовной жизни. Аминь.

Аудио