Апостол Фома - человек с эмпирическим взглядом на мир
Проповедь иерея Сергия Чекоданова 19 октября 2023 г., в день памяти Апостола Фомы́ (I).
В сегодняшний день Святая Церковь празднует память святого апостола Фомы. Этот апостол был одним из двенадцати учеников Христовых, которые были ближайшими друзьями Иисуса Христа, был одним из тех, кто ходил с Ним везде, кто слышал Его слово, кто был свидетелем Его чудес, кто по воскресении Его из мёртвых положил множество трудов к тому, чтобы вера Христова пронеслась от края до края земли.
И среди прочих апостолов Христовых всё-таки мы апостола Фому немножечко выделяем благодаря тому эпизоду, о котором повествует апостол-евангелист Иоанн Богослов. Он рассказывает нам о том, что после Воскресения Христова апостол Фома не присутствовал тогда, когда Христос впервые явился всем собранным ученикам, и когда они ему начали говорить о том, что видели воскресшего Господа, он сказал: "Пока не увижу своими глазами, пока не потрогаю своими руками - не поверю". И Христос, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, ещё раз является и обращается уже к апостолу Фоме и говорит: "Вот Мои руки, вложи в раны на этих руках свои пальцы, потрогай, пощупай Меня, удостоверься, что это Я действительно, и апостол Фома восклицает: "Господь Мой и Бог Мой!"
За этот эпизод в народе Фому апостола прозвали Фомой неверующим. Это, конечно, совсем несправедливо, потому что какой же он неверующий? Со словом "неверующий" у нас сейчас чаще всего атеизм полный или полную индифферентность религиозную ассоциируют. А апостол Фома, конечно, к таким людям никак не относится совершенно. Он верующий, ещё как верующий! И по вере его чудеса творились так же, как с другими апостолами, и проповедь его, и мученическая смерть его за Христа являются мощными свидетельствами его веры. Но вот этот вот эпизод: "Пока не увижу - не поверю", он, конечно, заставляет нас действительно поразмышлять о том, что вера апостола Фомы была несколько непохожей на веру других апостолов. Апостол Фома становится своего рода основоположником такого подхода, который в дальнейшем сделается двигателем научной мысли. Можно сказать, что апостол Фома является небесным покровителем всех учёных, которые ещё со времён Средневековья положили этот принцип: всё нужно поверить опытом, всё нужно обязательно испытать, всё нужно непременно вот так вот "по-фомински" потрогать немножечко, пощупать.
Но этот подход, нужно отметить, Господь не отвергает. Просто нужно понимать, что есть люди, по-разному устроенные, и вера наша по-разному прилагается к жизни нашей. И человек с таким эмпирическим взглядом на мир, который был у апостола Фомы, Господом тоже благословляется и приемлется. И нам нужно, очень важно это понимать и принимать по той причине, что со времён апостола Фомы людей, исповедующих такого рода веру, стало гораздо больше, хотя бы потому, что именно этот научный взгляд на мир, эмпирический подход ко всему мы с вами сейчас, в отличие от времён апостольских, впитываем в себя со школьной скамьи. Если во времена апостолов главным в школе был авторитет учителя, то в нынешней школе, в общем-то, как она задумана, не так, как она на практике, бывает, осуществляется. Но современная школа декларирует, по крайней мере, то, что она передаст своим ученикам этот самый научный подход. Тот научит их проверять и свой опыт соотносить с опытом предшествующих поколений. И этот подход, что нам важно сегодня уяснить, Господь благословляет в лице апостола Фомы.
И такого рода людей Господь тоже ждёт и приемлет. Не только тех, кто по первому слову Его готовы всё оставить и пойти за Ним, но и тех, кто должны всё пощупать, проверить, сто раз пересчитать, и только потом сказать: "Господи! Ты - Господь мой и Бог мой!" Вот таких людей Господь тоже принимает и ждёт в Своей Церкви и в Царствии Своём Небесном.
Это нам очень важно уяснить в связи с памятью апостола Фомы, потому что такие люди, безусловно, окружают нас, а может быть, мы сами являемся такими людьми и, быть может, смущаемся тем, что не способны иметь веру простую, детскую и с первого слова воспринимаемую. Хорошо иметь детскую веру, но и такую веру, как у апостола Фомы, когда нужно пощупать и потрогать, Господь тоже благословляет.
Вот на самом деле вопрос, который занимал потом богословов в течение дальнейших столетий. Когда Господь сказал ему: "Вот Мои руки, вложи в них свои персты" - вложил ли апостол Фома действительно персты в руки Христовы или не вложил? Разные мнения на этот счёт есть. Но по крайней мере точно мы можем сказать, что Господь этому не противился. Если апостол в благоговении пал пред Ним и не посмел вложить свои персты перед явным чудом воскресения Христова - такой взгляд нам даёт определённую картину, даёт нам совершенно определённый взгляд на этого человека. Но даже если он действительно протянул свои руки и вложил свои персты, по крайней мере, большинство церковных гимнографов говорит, памятуя об апостоле Фоме, о том, что он это сделал, что вложил, и потрогал, и пощупал - Господь этому тоже не противился. И это тоже нам даёт определённый взгляд на апостола Фому, и мы должны помнить в любом случае: Господь не отверг Фому, не презрел его, не сказал ему: "Раз ты слабый верой, вот пади замертво" или "Отойди из числа Моих учеников". Нет, так Христос не сделал. Он принял его и даже второй раз явился специально перед учениками так, чтобы Фома мог пощупать и потрогать и увидеть своими глазами, раз ему так это было нужно.
Вот и мы будем иметь терпение к тем, у кого, может быть, вера не то, чтобы немощна, а те люди, которые в вере своей ещё не дошли до того момента, когда Господь явился к ним и сказал: "Вот, потрогай, Иван Иванович какой-нибудь, который рад бы поверить, да не может, потому что такое у него устройство ума. Вот не будем судить таких людей, будем молиться о том, чтобы Господь не оставил Своей милостью всякого человека, но явил Себя и тем, кто готов с первого слова пойти за Ним, и тем, кто должен непременно потрогать и пощупать. О том будем молиться, взывать ко Господу милостивому, и чтобы Господь и нас тоже Царствия Небесного сподобил. Аминь.