Бог - милосердный источник нашего спасения
Проповедь иерея Сергия Чекоданова 1 декабря 2024 г., в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Если прочитать сегодняшние отрывки из апостольского и евангельского чтения, которые читались за богослужением, не в том порядке, в каком мы их слышали: вначале Апостол, а потом Евангелие, - а наоборот, сначала евангельское чтение, а потом апостольское, то мы услышим в окончании Евангелия и в начале апостольского чтения четыре раза подряд слова с одним и тем же корнем: "в Бога богатеет", "Бог, богатый милостью".
Вот такие интересные сочетания возникают не каждый год, но дают нам возможность поразмышлять именно о Боге как источнике подлинного богатства. Даёт нам возможность об этом поразмышлять, конечно, сегодняшняя притча из Евангелия от Луки - притча о богаче, у которого всё было хорошо, у которого был богатый урожай, и человек этот вполне себе здраво рассуждал, что он будет делать дальше, как он этот урожай положит в новое хранилище, в новые житницы, сломает все прежние, и будет пить, гулять, веселиться, радоваться своему богатству. Вполне себе по земным меркам здравые рассуждения.
Но Господь говорит, Бог ему отвечает на эти мысли: "Что ты, безумец, будешь делать со всем этим богатством, потому что в эту ночь у тебя отымется твоя жизнь?" "Так вот, - заключает Господь, - будет происходить с тем, кто в себя, а не в Бога, богатеет". Такая притча с достаточно простой и понятной моралью. Но если мы дальше начинаем рассуждать об апостольском чтении, там мы видим, что апостол Павел говорит нам о Боге как милосердном источнике нашего спасения. Бог Своей милостью даровал нам оживотворение от смерти греховной, даровал нам возможность вечной жизни через Таинство крещения, и через это даровал нам спасение. И жизнь наша дальнейшая уже здесь, на земле, является жизнью людей, принявших это спасение, воспринявших и оживотворившихся этой благодатью Божьей, которой мы спасены, "и это, - говорит он, - не от вас, но Божий дар".
И потому, дорогие, давайте посмотрим на Бога в первую очередь не как на источник земных наших богатств или, напротив, на источник каких-то наказаний за то, что мы им предаёмся, этим земным богатствам, но взглянем мы на Бога как на источник подлинного богатства - богатства милосердия, прощения и любви. Бог, являясь именно в этом богатом, в первую очередь - видите, как это слово "богатство" со словом "Бог" - оно однокоренное, оно в русском языке, как бы другого основания для богатства даже и не придумаешь, кроме как "Бог". Называя богатство, всё равно в любом случае Бога помянешь.
Так вот, подлинное богатство заключается как раз у Бога в том, что Господь даровал нам вот это самое спасение. И в этом смысле всё остальное отступает на второй план. В этом смысле жизнь наша непременно должна быть устремлена к Нему. Потому что как человек, который хочет устроить свою жизнь здесь, на земле, так или иначе сталкивается с тем, что ему нужно преумножить свои богатства для того, чтобы как-то более уверенно себя чувствовать. Он старается всё больше и больше его приобрести, и за счёт этого богатства смотрит на него как на некие возможности для каких-то своих мыслей, задумок, идей в этой жизни. Так так же и в вечности, так же и в жизни вечной, к которой мы призваны и рождены, мы во всём должны жаждать вот этого самого подлинного богатства, источником которого является Сам Бог, искать Его самого для того, чтобы жизнь наша наполнилась смыслом, радостью, подлинной энергией жизни. И, поскольку мы знаем имя нашего Бога, что Он есть Любовь, то и энергией этой самой любви должен быть исполнен наш поиск этого Царствия Небесного.
Так вот, дорогие, возьмём пример с тех, кто умножает свои земные богатства, возьмём с них в этом пример и постараемся по мере сил наших, возможностей, разумения нашего и опыта нашего духовного - постараемся приобретать всё более богатство милосердия Божьего, укрепляться в вере в Него и помнить о том, что Благодатью Божью мы спасены. А это значит не то, что нам нужно этим превозноситься или, что ещё хуже, покоиться вообще в какой-то самоуверенности, но жить достойно этого спасения с тем, чтобы, видя наши добрые дела, люди прославляли Отца нашего Небесного. Аминь.