Целомудрие - единство двоих, ради Христа презревших свой эгоизм

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 8 июля 2023 г., в день памяти благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1228).

Сегодня Святая Церковь празднует память святых - благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и благоверной княгини Февронии (в иночестве Евфросинии), чудотворцев Муромских и покровителей христианского брака. И в этот день как никогда у нас есть повод поразмышлять о том, что есть христианский брак и каков он должен быть. Надо сразу сказать, что в святцах среди людей, прославленных Церковью как святые, святых супругов не так уж и много. Отчасти это связано с тем, что долгие годы Церковь ставила иноческий подвиг, иноческую аскезу в качестве примера для мирян. И существовало такое отношение к браку, что он для тех, кто послабее, а те, кто посильнее, уединяются в монашеской жизни и берут на себя подвиги, которые людям семейным совершенно не под силу. Этот взгляд был лишь исторической частью взгляда Церкви на монашество и семейную жизнь. Такое сопоставление и превознесение монашества не имеет оснований не только в Священном Писании, но и даже в Священном Предании: каноны Церкви неоднократно напоминают нам о том, что честной христианский брак никаким образом не ниже монашеского жития.

Но ещё и отчасти такая редкость святых, прославленных как супруги, связана с тем, что тот образ святости, который получается в семейной жизни, есть некая тайна. Тайна не только потому, что прикрыта от чужих взоров - в этом смысле жизнь семейного человека гораздо более открыта, чем жизнь монаха, который годами мог в дебрях лесов или в пустынях быть совершенно незримым человеческому оку, в отличие от семейного человека, который так или иначе живёт в обществе. Но тайный ещё и потому, что одни и те же жизненные обстоятельства ставят одних людей перед Богом святыми, другие же явно до святости не дотягивают. И где та грань, где та мера, когда мы можем говорить о святости людей, проживших в браке? Эта грань совершенно неуловима.

Читая житие святых Петра и Февронии Муромских, видно, что многие вещи, которые там излагаются, перемешаны: настоящие, мифологические - не так важно, были они или не были. Они сами по себе обнаруживают тайну святости семейной жизни Петра и Февронии, которую довольно трудно выразить в жанре жития, потому что простые вещи сопровождают семейную святость. И наш, современных христиан, взгляд на Петра и Февронию Муромских как на образец святости в первую очередь должен быть устремлён в подражании простоте их взгляда на Бога, на других людей, друг на друга.

Вот это желание послужить другому и возлюбить ближнего своего как самого себя, реализованное в одной-единственной семье, само по себе делается признаком святой жизни, и громких слов здесь не нужно. Так просто возлюбить весь мир, быть всегда за всё хорошее против всего плохого. А вот возлюбить человека одного раз и на всю жизнь, с его недостатками, слабостями, шероховатостями его характера, возлюбить так, чтобы жить с ним в любви и верности в течение всей жизни - как оказывается, не такая и простая задача. То один соблазн, то другой делает и в древние времена, и в современности невозможным продолжение семейной жизни в её святой простоте.

Святые Пётр и Феврония Муромские прожили жизнь свою в целомудрии. Эта христианская добродетель непременно должна быть осмыслена нами - людьми по большей части семейными, потому что целомудрие чаще связывают с монашеской жизнью, с юношеством, а для людей, живущих многие годы в браке, зачастую разговор о целомудрии кажется почему-то излишним. На самом деле целомудрие не есть состояние тела, но есть состояние духа - такое состояние, когда человек пребывает в цельности, и в этой цельности предстоит перед Богом. Целомудрие людей семейных заслуживает особого внимания потому, что эта цельность состоит уже не просто в соблюдении самого себя - своего духа, души, тела в некоей гармонии - но, принадлежа уже друг другу, супруги образуют некую целостность, некое единство уже двое как один. Две души, два тела, два духа, принадлежа друг другу, принадлежат и Богу как некая единица. Потому и говорит нам Священное Писание о том, что человек не должен разделять то, что соединил сам Бог в Таинстве брака.

Зачастую опять-таки в простых вещах проявляется целомудрие. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что целомудрие людей, живущих в браке, заключается в их верности друг другу. Какая, казалось бы, простая вещь - живёте мирно и дружно - вот уже и целомудрие. А на самом деле лукавый пытается то одного, то другого из этого единства выцарапать - ни одними соблазнами, так другими. И именно удержаться вместе, сделать так, чтобы семейная жизнь пребывала в гармонии и равновесии, и есть та самая устремлённость к целомудрию ради Христа Бога нашего. Дела целомудрия семейного - это отнюдь не только вещи, связанные с плотскими чувствами, с плотской жизнью. Дела целомудрия семейного - это совместная работа, это совместный общий взгляд на те ли иные вещи, в особенности связанные с воспитанием детей, это совместный ужин, совместный выходной. Разумеется, совместная молитва и причащение Святых Христовых Таинств. Всё это служит к тому, что двое делаются как один, и в очах Божьих смотрятся они как некое единство двоих, ради Христа презревших свой эгоизм.

Празднуя память святых Петра и Февронии, будем восхищаться простотой их святости, и постараемся в свою собственную жизнь внести те самые простые вещи, которые нас приблизят к этому тихому и едва уловимому образцу семейной святости. В день их памяти вместе с нашим государством - этот день уже и на государственном уровне празднуется - будем помнить о ценности любви и верности, беречь друг друга, и так исполним закон Христов. Аминь.
 

Аудио