Господь принимает намерение как драгоценный дар

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 18 февраля 2024 г., в день празднования иконе Божией Матери «Взыскание погибших».

Господь Иисус Христос пришёл на нашу землю для того, чтобы нам явить Новый Завет Бога с человеком, для того, чтобы открыть по-новому для людей Бога. И мы, дорогие, именно через Его жизнь, слова, чудеса, конечно, через Его смерть и воскресение для себя открываем Бога. Открываем Его не только теперь как творца всего видимого и невидимого, не только как законотворца и начальника всякой справедливости, но открываем Его для себя как любящего отца, желающего всем спастись и прийти к познанию истины.

И сегодня, дорогие мои, мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Луки, который очень много может нам открыть о том, каков же Он, наш Бог, как Он относится к каждому из нас, и в особенности - как Он относится к грешнику. Когда Господь входил в Иерихон, в Иерихоне Его встречала толпа людей. Он был уже известен, Его ждали, Его слова жаждали, Он никогда и нигде не ходил один. И в Иерихоне был человек, который тоже хотел услышать Его слово, но не мог. Человека этого звали Закхей, он был начальником над всеми сборщиками налогов в пользу Римской империи - человеком, презираемым всем иудейским обществом, человеком, который выбрал личное обогащение вперёд общественного блага, общественной пользы.

Ко всему прочему, помимо презрения к нему, к его деятельности, человек этот обладал низким ростом, и, конечно, над ним все смеялись. Над им все потешались и презирали его - и за внешний его облик, и за его сребролюбивую душу. И этот человек тоже захотел увидеть Господа, да так захотел, что залез на дерево, не смущаясь тем, что над ним, наверное, в ещё большей степени смеяться начали. Вот-де, смотрите, какой нашёлся тут любитель проповедей, взрослый мужчина забрался на дерево, чтобы послушать. Как мальчишка какой-то. И несмотря на всё это, Закхей забрался на эту смоковницу, чтобы увидеть и услышать Господа.

И Господь остановился, увидел его и сказал: "Закхей, сегодня я буду в твоём доме", чем, конечно, вызвал несказанное удивление всех присутствовавших. Много домов было в Иерихоне, много домов достойных людей. Много домов людей, в которых Господь мог бы рассчитывать на тёплый и радушный приём. А Он идёт в гости к презираемому всеми, человеку жадному, подлому, совершенно не вызывающему сочувствия ни у кого. Неужели Господь идёт к нему из жалости? Совсем нет. Господь увидел в этом человеке маленькое движение - движение в сторону от греха к истине. И теперь Господь берёт и как бы взращивает заботливо, окружает любовью и заботой это маленькое намерение. Пройди Иисус мимо или, ещё чего паче, посмейся вместе с остальными над Закхеем, - Закхей как искал услышать Иисуса, тут же об этом бы и забыл бы.

Но тут теперь уже дело обстоит совсем иначе, теперь надо принять Иисуса у себя дома, и он спешит скорее к себе домой, накрывает стол, устраивает торжество, пиршество - к нему идёт дорогой гость. И когда Иисус действительно сдерживает Своё обещание, приходит к нему вместе со своими учениками, и принимает трапезу в его доме, Закхей становится и в порыве благодарности и радости говорит такое обещание, что отдаст в четыре раза больше всякому, если кого-то чем-то он обидел. И половину своего имения ещё отдаст.

Мы не знаем, мог ли он на самом деле так поступить. Даже на самом деле легко, общаясь с людьми, в своём окружении можем себе представить такую ситуацию: человек может пообещать что-то такое высокопарно на людях, а потом или вовсе не сдержать это обещание, или его каким-то образом изменить, сделать всё равно в свою пользу. Можно ли было усомниться в словах Закхея? Запросто можно было. Не тот он был человек, щедрости которого можно было верить. Это было самое настоящее воплощение сребролюбия. И вот когда он даёт такие обещания, можно было вновь посмеяться над этим, сказать: "Что ты говоришь какую-то ерунду, что ты мелешь?" Но Господь не просто принимает этот порыв его души, но хвалит его, так, как будто он уже совершил это дело. Он хвалит его, называет его тоже сыном Авраамовым, то есть восстанавливает в глазах всех его отвергших.

Почему Господь так делает? Неужели только одно слово этого закоренелого грешника тут же переменило его душу? Если мы обратимся к своему опыту, опыту своей жизни, мы знаем сами, как нелегко бывает нам избавиться от своих грехов. Мы знаем, как нелегко и другим людям бывает избавиться от их грехов, потому что одно дело - иметь намерение изменить свою жизнь, а другое совсем дело действительно её переменить и устроить её по-другому. Но Господь обращается с этим намерением нежно, мягко, принимает его как драгоценный дар. Как бы даже не допускает такой мысли, что ты, Закхей, можешь не сдержать своё слово. Даёт ему доверия гораздо больше, чем он того заслуживает.

Вот что, дорогие братья и сёстры, мы должны знать о нашем Боге. Вот как Он обращается с нами. Вот сколь мало Ему нужно, чтобы Он мог нас поддержать и мог поверить в наше намерение исправить свою жизнь. Потому, дорогие братья и сёстры, давайте и мы, если хотим быть окружены милосердием и любовью своего Бога, будем и мы подражателями Ему в этом трепетном и нежном отношении к своим ближним. Да, каждый раз, когда на веру принимаешь обещание грешника, ты вновь и вновь рискуешь. Но если делаешь это ради Христа, делаешь это для того, чтобы Его правда восторжествовала если не во всём мире, то по крайней мере вот здесь конкретно в отдельно взятом месте, в семье или в обществе, там где-то, где я работаю, или с кем Бог связал мою жизнь. Именно в этом месте, здесь и сейчас, может восторжествовать Христова любовь. И Господь даёт нам не только возможность исправлять свою жизнь, но даёт нам такую возможность подражать Ему в отношении к грехам других людей.

Будем же мы, дорогие братья и сёстры, извлекать правильный, нужный урок из этого евангельского чтения, и пускай Господь поможет нам стать милосерднее и бережнее к наши ближним. Аминь.  

Аудио