Княгиня Ольга - богомудрая жена, фундамент православной веры на Руси

Проповедь иерея Михаила Журавлёва 24 июля 2024 г., в день памяти равноапостольной Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Церковь Русская Православная прославляет Великую равноапостольную княгиню Ольгу. Возблагодарим Бога, что Господь нам в свое время, более чем тысячу лет назад, послал такую богомудрую жену, которая стала, можно сказать, фундаментом нашей православной веры для нашего государства. Как мы знаем, что фундамент — это то, что находится в земле, то, что не видно снаружи, но то, на чём основывается и держится все здание, строение. Вот точно так же Ольга для нашей страны, для нашего государства явилась вот этим вот фундаментом.

Конечно, самый главный фундамент, самый главный камень - это Христос, но Он всегда и везде. А вот для нашей страны Ольга явилась таким вот камнем, который, как я уже сказал, была для большинства, наверное, современников её не очень замечена и невидима, потому что она жила среди своего народа языческого, который был чёрств и груб своим сердцем. Но тем не менее, она смогла заложить веру, посеять её в сердцах своих внуков. И уже её внук, князь Владимир, стал тем, кто смог крестить весь русский народ и привести его к вере Христовой, отвратить его от тьмы язычества и привести к свету Христову.

И вот Церковь святую Великую княгиню равноапостольную Ольгу называет богомудрой. Видимо, это одно из основных её качеств души было. Она действительно имела ум, можно сказать, не женский, а такой мужской ум. Ум твердый, ум прямолинейный, целеустремленный. Она знала, что важное, что второстепенное, что главное, а что маловажное. И вот Бог за то, что она имеет такой ум, дал ей и мудрость. Потому что так или иначе каждый человек имеет ум. Бог дает ум каждому человеку. И вот очень важно каждому не развратить свой ум. И если человек не развратит ум свой грехами и страстями, то в конце жизни, а может быть даже и раньше, уже в средний возраст человек может иметь житейскую мудрость, мудрость от Бога. Может быть, он немного знает, может он не быть очень образован светски, но у него будет такой вот ум мудрый, который видит то, что другие не видят.

И вот, как говорит апостол Иаков, мудрость Божия, мудрость, сходящая свыше, она, во-первых, чиста, потом смирна, скромна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Мудрость чиста. Вот именно чистота была в княгине Ольге, когда она ещё была простой девушкой. Как мы знаем из её жития, князь Игорь, её будущий муж, охотясь в новгородских землях, в псковских, на северо-западе у нас здесь, решил переправиться на другую сторону реки и не знал как, и увидел, что некий юноша плывет в лодке. И он подозвал его и повелел, чтобы он его перевёз на противоположный берег. И когда он вступил в лодку и плыл через реку, то он понял, что это не юноша, а что это перед ним стоит девушка. И эта девушка ему понравилась, и он, так сказать, начал приступать к ней, домогаться её. Но вот Ольга богомудрая была не только богомудрой, но и целомудренной, и она была еще и мужественной, и она не побоялась, зная, что перед ней князь, отказать. Сказала: "Если ты, князь, стоишь над всеми, ты должен являть пример всем, ведь ты же управляешь государством. Ведь если начальник творит беззаконие, то что тогда требовать от подчинённых? Ты, князь, должен являть образ своим подчинённым, тем, над кем ты стоишь, а ты сам стремишься к беззаконию. Как же ты будешь судить других людей? Ведь княжеское дело - защищать и судить неправых".

И такими общими словами она намекнула ему, что река здесь глубока, а весло у меня тяжёлое. То есть она была и сильная душою и не боялась пострадать, но вот именно эта мудрость. И вот эти вот мудрые её слова вразумили молодого князя. Конечно, мы можем представлять себе языческого князя, когда у него были, так сказать, открыты все дороги, любая женщина могла стать его. Ну вот, князь смутился, точнее сказать, устыдился и удивился её мудрости. И хотя потом они расстались, но когда пришло время князю выбирать себе жену, то он как раз-таки вспомнил ту девушку, которая его перевозила через реку, которая была мужественная, целомудренна и мудра. И, конечно же, именно такую он и избрал себе в жёны.

И в дальнейшем, мы знаем из её житья, что Игорь по своей, может быть, жадности пошёл второй раз брать дань с древлян, то древляне его убили, и княгиня Ольга осталась вдовой. И вот князь древлян Мал решил взять её за себя в жёны и послал к ней своё посольство, набрал множество важных старейших людей своего племени, своего княжества и отправил к ней. Княгиня Ольга не пожелала этой чести, но отомстила за своего мужа и погребла это посольство, которое к ней было послано, живыми в земле. Она хитростью их обхитрила, сначала сделала вид, что соглашается и сказала, что не подобает им просто приходить ногами по земле к ней, но их понесут как великих людей на тех ладьях, на которых они приплыли. И вот вместе с этими ладьями она закопала их в землю, живьём похоронила.

Потом были другие посланы посланцы, опять же, от князя - ещё больше, ещё богаче и знатнее, и тех она тоже погубила, спалив их в бане. А потом сама пошла на древлян и спалила их город, попросив у них дань в виде птиц, воробьёв и голубей, привязав к ним огонь и отпустив их. Птицы полетели обратно к себе домой, в свои гнёзда, и таким образом везде начался пожар. Конечно, это была языческая месть, она была язычницей, и мы можем видеть, какие перемены в ней произошли после. Конечно, в язычестве месть, это, так сказать, необходимый атрибут, и всегда в язычестве важна эта сила. Если ты проявил слабость, значит, тебя не будут уважать, тебя не будут слушать, с тобой не будут считаться. Поэтому язычники, конечно, всегда во все времена были очень мстительные. И те люди, которые до сих пор ко Христу не пришли, зачастую очень мстительные. И мы знаем, что в язычестве, если тебе повредили глаз, значит, ты должен два глаза, как минимум, повредить своему врагу. Если тебя ударили, ты должен, значит, отметелить до полусмерти и так далее.

И вот даже закон Моисеев - это уже был, так сказать, более милостивый закон, который говорил, что око за око, зуб за зуб, порез за порез, ожог за ожог. То есть, если тебе причинили зло, то ты не должен причинить другому зло больше, чем тебе причинили. А христианство - нам вообще Господь говорит, что если тебя ударили по щеке, подставь ему другую свою щеку. То есть, не мсти. Христианство нас учит милосердию. И вот княгиня Ольга, она как раз-таки, будучи великой не только княгиней, но и по уму, она понимала, что язычество - это тупиковая ветвь развития, и она искала чего-то большего. На её счастье, уже в Киеве были христиане, которые, так сказать, смогли посеять и часть доброго семени христианского в её сердце, и она решила принять веру византийскую, христианскую, от Византии, и она пошла в Византию, в Константинополь, и там от патриарха и от Константина Багрянородного, императора Византии, который стал её восприемником и который тоже хотел её взять себе в жены, но она и его обхитрила.

Сначала сказала, чтобы она стал её восприемником, крёстным, а потом сказала, что по канонам церковным как же может крёстный жениться на своей крестнице? И он сказал: "Обхитрила ты меня, Ольга", вознаградив её, отправил домой с честью. И Ольга в последние свои годы жила и старалась насадить веру в своем Отечестве, строила, где могла, церкви и проповедовала Христа.

К сожалению, сын её, Святослав, не принял крещение, и она его умоляла, и говорила, и вразумляла, ну вот, неисповедимы судьбы Божьи. Сын её не стал христианином, и ей было открыто, как матери, видимо, Бог ей открыл, что смерть у неё будет тяжкая и тяжёлая. И когда Святослав воевал далеко от своих границ, то нападали на Киев печенеги. И Ольга вызывала своего сына издалека и говорила: "Ты, ища чужого, потеряешь своё". И сказала: "За то, что ты не слушаешься меня, Господь мне открыл, что ты тяжело закончишь, смерть у тебя будет мучительная". И действительно, сын её Святослав после смерти Ольги был убит печенегами, и князь печенегский Куря из его головы сделал себе чашу, оковал её золотом и пил на пирах.

Но из внуков она всё же хоть одного смогла воспитать. Точнее сказать, Бог привёл, потому что Владимир тоже был язычником, но какие-то семена веры она посеяла в нём. Мы видим, что Ольга, хоть была и мудра, но всё равно были у неё скорби в жизни, и не дано было ей увидеть того, о чём она молилась и желала видеть при своей жизни: народ её был языческий, и жили они по-язычески, и творили всякие беззакония. Но она молилась, и её молитвы не остались бесплодными, и в конечном итоге земля наша русская просветилась. И хотя сын её не был крещенным, но дальнейшие её потомки стали православными князьями и насаждали веру православную на Руси. Она понимала, что если будет вера, то всё будет. А если веры не будет, то все богатства земли пойдут прахом.

Поэтому попросим её и сегодня, чтобы она помолилась за нашу Русь-матушку, чтобы нам всегда хранить веру православную, утверждаться в ней, потому что без веры ничего хорошего не будет. Если в душе у человека нету праведности, то снаружи её никогда не будет. А если не будет снаружи, то ничего хорошего никогда не будет. Аминь.

Аудио