Нет нам возможности отступать от христианства хоть на какое-то время
Проповедь иерея Сергия Чекоданова 20 февраля 2024 г., в день памяти преподобных Парфе́ния, епископа Лампсакийского (IV) и Луки́ Елладского (ок. 946).
Сегодня за Божественной литургией, дорогие братья и сёстры, мы с вами слышали отрывок из Послания апостола Петра, в котором апостол, в частности, вместе с другими наставлениями, произносит такую фразу, такое наставление, он пишет: "Будьте всякому на всякое время быть готовыми дать ответ о вашем уповании". Значение этой фразы, конечно, сильно изменилось со времён апостола Петра, потому что в те времена, когда он писал это, христиане в основном, чаще всего были гонимы, и дать ответ о своём уповании означало выразить решимость в мученичеству. Но и в последующие годы и столетия жизни Церкви эти слова не утратили свою актуальность. Это очень правильный и очень глубокий, восходящий в далёкие времена, принцип жизни.
Если мы вспомним, что пишет Библия о ветхозаветных праведниках, то можем сказать, что у них состояние их жизни было очень похожим. Сказано об Аврааме и о других праведниках, что "он ходил перед Богом". Это хождение перед Богом было постоянным состоянием готовности ответить Богу на Его запрос к человеку. Когда ты ходишь перед Богом, не получится валяться в каких-то грехах, страстях, решать в суете бесконечные какие-то свои земные заботы. Когда ты ходишь перед Богом, ты всегда помнишь о Нём, о Его святых заповедях. Что-то подобное переживает и тот, кто всегда готов дать отчёт о своём уповании. Кому нужно давать этот отчёт? Апостол Пётр не уточняет. И потому мы тоже начнём с Бога. Начнём с того, что всякий христианин готов должен быть дать ответ о своей вере, о своём уповании на Бога на Страшном Суде Христовом. Как сказал Господь: "Те, кто исповедуют Меня здесь, на земле, того приму и Я на Страшном своём Суде". В этом смысле мы готовы должны быть выразить и перед Господом своё упование.
Конечно же, мы должны быть готовы выразить своё упование на Господа Иисуса Христа и перед Святой Богородицей, и перед всеми святыми, к которым мы обращаемся во время нашей молитвы. Потому что, если наше упование на кого-то больше, чем на Иисуса Христа, то значит, мы мыслим с ними совсем по-другому. И даже если этот кто--то замечательный и хороший, если мы на Николая Чудотворца, на Серафима Вырицкого уповаем больше, чем на Иисуса Христа, оттого мы перестаём быть христианами - теми, для кого Христос - это всё, Христос - жизнь, свет и покой, и Путь, и истина, и жизнь. Но конечно же, самая сложная часть этой заповеди состоит в том, чтобы любому человеку быть готовым дать отчёт о своём уповании. Это значит, что в любой момент, общаясь с нашими ближними, мы должны поступать так, как нас Господь Иисус Христос учил. Чтобы никогда, ни в какой момент нашей жизни не возникало такой ситуации, чтобы кто-то мог сказать: "Ты же христианин, а поступаешь совершенно иначе".
Как часто, к сожалению, мы слышим эти слова в свой адрес или в адрес других людей, о которых знают, что они относятся к Православной Церкви. Но такого быть, конечно, совершенно не должно. И эта заповедь, данная от апостола Петра, для нас должна быть важной, и мы должны помнить о ней. Каждый день начиная свой, будем просить у Бога дать нам сил и внимания поступать всегда так, как должно поступать христианину. Нет нам возможности отступать от христианства хоть на какое-то время. Нет возможности расслабиться и забыть о Христе, потому что тут же кто-то смотрит на нас. И горе нам, если по нашему христианству будут потом судить о Христе, и по нашему христианству кто-то отвернётся от подлинного христианства, подлинного исполнения заповедей Божьих. Потому, дорогие братья и сёстры, слушая наставления первоверховного апостола Петра, будем и мы жить так, чтобы на всякое время быть готовыми дать ответ о нашем уповании, и на всякое время будем стараться о том, чтобы упование это, то есть надежда наша на Бога, всё более и более в жизни нашей возрастала. Аминь.