Горе вам, современные православные!

Проповедь иерея Максима Крупцова 15 августа 2023 г., в день памяти блаженного Васи́лия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).

Евангелие дня - об обличении книжников и фарисеев (Мф. 23:23–28). Религиозные люди того времени старались угодить Богу, исполнить всё предписанное Законом. Часто они делали это напоказ, чтобы это могли оценить другие люди, доказать и объяснить друг другу, что они действительно поклоняются единому Богу Отцу, что они люди верующие, чада Божьи. Но так как внутреннее делание, внутренний настрой человек может оценить только сам, или пребывая в молитве перед Богом честно, искренне, познать себя, раскрыть своё сердце Господу - хотя мы знаем, что Господь и так сердцеведец, знает и понимает полностью все глубины нашей души - то, что мы сами в себе даже ещё не познали.

Но вот у религиозных людей того времени был такой перекос: они достаточно много, наверное трудились, и были делателями на ниве Господней, не только труды земные исполняли, но и служили Богу своими трудами земными и плодами земных трудов. Они давали десятину. Но Господь говорит им: "Горе вам, что вы забыли суд (т.е. правосудие) и искреннюю веру". И говорит также, что и то, и это не должно быть в небрежении: и десятину надо давать, и трудиться, и веру иметь, и милосердие, и правосудие.

Как это к нас сейчас относятся эти слова Христа? Возможно, что в нашу эпоху у нас, наоборот, есть некий перекос к тому, что мы стали более милосердные, более сострадательные, более внимательные друг ко другу. Может быть, мы любим правосудие, рассуждение, трезвомыслие? Действительно, Церковь наша соборная: здесь есть соборность, правосудие, голос каждого из нас, и он учтён. Но может быть, нам теперь не хватает такого уровня трудов и усилий, которые совершали люди религиозные Ветхого Завета. Мы вряд ли даём ровно десятину на храмы, мы вряд и беспокоимся о полном и тщательном исполнении предписанных церковных правил, постимся как придётся, ходим в церковь тоже по вдохновению, по настроению - когда у нас именины, праздник, или мы собираемся в дорогу - нужно благословение Божие, мы готовимся, причащаемся. Но мы не каждый воскресный день в храме.

И вот Господь, говоря это тогдашним фарисеям, которые трудились усердно и делились плодами своих трудов с Церковью - с осуждением ли, с гневом ли Он говорил это? Мы знаем, что Бог есть любовь, что Христос пришёл пострадать за каждого человека, за каждого тогдашнего фарисея. Был ли Он в таком настроении, что готов был их послать в ад, во тьму кромешную и вечное мучение? Или всё-таки Господь восклицая: "Горе вам, книжники и фарисеи!", Он плакал об их судьбе? Он милосердствовал о них, Он старался пробудить их ум и сердца.

Возможно, что о нас Господь тоже мог бы с состраданием говорить: "Горе вам, современные православные, что вы стали более человечны, вы искренне молитесь, и есть вера в вас, но горе вам, что вы забыли тоже важные вещи в Законе Божием, что нам ещё нужно трудиться и созидать церковь земную". Не только прятаться и уходить в своё внутреннее пространство и работать над собой, как сейчас модно говорить, не только заниматься тем, чтобы привести себя в какое-то умиление, сокрушение сердца, выжать из себя слёзы покаяния и самоукорения. А возможно, что нам как раз не хватает простых, элементарных, но тоже Божьих вещей - труда и заботы о Церкви Христовой. Мы, может быть, превратились уже в каких-то больше мечтателей, больше таких сердечно-эмоциональных личностей. И возможно, что наш суд и правосудие превратилось во что-то мягкотелое, и мы не сверяем свои решения, свои мысли, настрой с евангельскими истинами и со словами Христа.

Христос говорил: "Горе вам, книжники и фарисеи!" Как бы он нам не сказал: "Горе вам, современные православные! Вы такие милые, добренькие, но что ж вы ничего не делаете?" Будем внимательны к каждому слову евангельскому. Не будем думать о том, что Господь тогда осуждал и обличал фарисеев, что это вообще не имеет никакого отношения к нам. Или Он говорит сейчас о том, что мы больше внешне какие-то делания. Да нет у нас никакого и внешнего-то делания, вы же знаете. До тех фарисеев, подлинных фарисеев, нам очень далеко. Мы зря их осуждаем, зря смотрим косо на людей, которые стараются выполнять правила. Нам кажется, что Господь любит нас такими, какие мы есть. Да, Господь любит нас, и принимает, и терпит такими, какие мы есть. Но в Царство Божие войдут не все, и Он говорил об этом в Евангелии. Поэтому от нас много зависит для самих же себя, для наших семей, для нашего рода, для нашей Церкви, чтобы мы трудились и внешне, чтобы мы прикладывали свои усилия. Мы живём в теле, у нас есть голова, есть мозг, всё строение человеческое. Мы здесь на земле, мы не просто мечтатели, мы созидатели, мы строитель Церкви Христовой. Мы строители своего сердца, и внутреннего, и строители своих семей, своего государства. И нам следует, помолившись ко Господу, приняв Его благодать в Таинстве исповеди, в Таинстве причастия, выходя из храмов, следовать в свою жизнь, в свои дома, в свою работу и не стесняться своих забот, своего попечения, не обесценивать это. Не говорить, что это какая-то суета, всё это не нужно, вот когда-то Царство Божие, вот сейчас надо прийти в какое-то умиление, состояние доброе. Да нет. Оно, когда будет, оно нас настигнет, Царство Божие. Нам сейчас нужно здесь быть с Богом, много потрудиться. И не обесценивать, не оскорблять свои дела. Мы должны быть теми добрыми, хорошими фарисеями, которые десятину дают, и кормят кого-то, и домик строят, и храм где-то восстанавливают, и волонтёрами трудятся, и в то же время имеют рассудительность, чтобы право судить, а не осуждать, чтобы иметь сострадание, милосердие, чтобы укрепляться в вере Христовой в надежде на наше общее спасение всех православных христиан. Аминь.

Аудио