Проповедь на Третьей пассии 14.04.2024 г. (Лк.22; Лк.23)

В воскресенье 14 апреля состоялась третья Пассия. Тем, кто не смог присутствовать на этом богослужении, предлагаем запись проповеди иерея Сергия Чекоданова, прочитанной по его окончании. На этот раз в центре внимания - Евангелие от Луки (22 и 23 главы).

В этом году осталась одна пассия - 21 апреля. Начало богослужения в 17:00. Если вы ещё не побывали на этой службе, постарайтесь прийти.

🌿 Дорогие братья и сёстры! Мы с вами были сейчас свидетелями Страшных Страстей Христовых, которые изложил для нас евангелист Лука. Мы слышали изложение этих событий. Тех событий, которые мы знаем все в подробности, в то же самое время которые каждый раз отзываются в наших сердцах. В них важно каждое слово, и есть в этих словах евангельских слова погибельные, которые привели к погибели тех, кто их произносил, и есть слова спасительные. И мы сегодня будем внимательно взирать на те слова, которые приведут нас ко спасению, и те слова, которые нас, наоборот, поставят далеко от Царствия Небесного, тоже посмотрим на них, чтобы научиться их остерегаться.

Господь привёл своих учеников, собрал их за Тайной вечерей. Господь говорит: "Возжелал Я вкусить с вами эту пасху". И за этой Тайной вечерей, то есть ужином, который совершался как бы вдали от человеческих глаз, за этой последней встречей с Его учениками Он произносит те слова, которые для нас являются началом нашей надежды, началом нашей церковной жизни. Он говорит, преподавая ученикам хлеб: "Примите, это Тело Мое, которое за вас распинается, за вас предаётся смерти. Пейте от этой Чаши, это Кровь Моя".

Что это за слова? Можно ли говорить, что это некий символ, некий образ? Те люди, которые внимательно изучали Слово Божие как учёные и соотносили его, вот этот момент Тайной вечери, с обычаями иудеев, находят, что отчасти встреча учеников и ужин этот имеют некие черты той вечери, которую должны были совершать иудеи в пасхальную ночь. Но в то же самое время есть нечто совершенно новое. Преломлять хлеб было принято, делить этот хлеб в знак скудости пищи, которую вкушали иудеи, когда уходили из Египта. Но тот смысл, который вложил Господь в эти слова, совершенно новым Заветом, новы обещанием и новым наполнением. И слово это о Теле и Крови Христовых впервые пресуществило хлеб и вино в истинное страдающее Тело и Кровь Христовы. Ученики действительно впервые причастились - ещё до того, как Христос был распят и воскрес, они смогли вместить в себя то удивительное чудо, которому мы в с вами являемся свидетелями за каждой литургией.

И этому началом было спасительное слово, которое нам, конечно, нужно непременно держать перед собою как основополагающее к нашему спасению. Христос говорит Своим ученикам: "Все вы оставите Меня в эту ночь". И мы с вами слышим другое слово - слово апостола Петра, который с горячностью говорит Христу о том, что если все оставят, но не я. я пойду с Тобою даже до смерти". Что это за слово, что же здесь в нём, спасительное оно или нет? Казалось бы, это слово о любви к Господу, оно наполнено внутренним горением апостола Петра. В то же самое время Господь совершенно не случайно и предсказывает ему предательство и отречение от Себя, что он скажет, что не знает Его, но и, в общем-то, попускает это отречение, потому что Пётр был самонадеян. Потому что он почитал, что можно устроить всё лишь только своими усилиями. Петру нужно было пройти через это страшное испытание, которое потом он всю свою жизнь вспоминал, и простить себя не мог, будучи прощённым Господом, и плакал, по преданию, по словам его ученика Климента Александрийского, плакал, когда слышал пение петуха, до самого конца своей жизни. Потому что те же уста, которые сказали: "Не отринусь от Тебя, не оставлю Тебя" - те же уста сказали потом: "Не знаю этого человека". Апостол Лука просто приводит эти слова, а другие евангелисты говорят, что с клятвою говорил он об этом.

Мы с вами дальше идём за Христом, и оказываемся в Гефсиманском саду, и делаемся свидетелями молитвы - Господней молитвы, которую Он обращает к Богу и Отцу, и эта молитва, конечно, образец для нас, в первую очередь в том, что в самом факте своего существования, в том, насколько тяжело Господу было в этот момент. Знал уже, что предан, провидел, что будет страшной смертью казнён, мог, как и прежде - Ему доводилось пройти посреди иудеев незаметным, и избежать этого, - но не уходил, потому что знал, что такова есть о Нём воля Бога и Отца, и таков о Нём промысл, чтобы Ему принять на себя грех мира. Душа Его, принимающая на себя эти грехи мира, тосковала и томилась, но Он эту скорбь, которой мало что можно соотнести в нашей жизни, обращает в молитву. Какую молитву? Молитву, где воля Бога и Отца делается самым главным: "Не Моя, но Твоя воля да будет". И это, конечно, слово спасительное. Нам его хорошо усвоить нужно. Сейчас, часто обращаясь к Богу во дни Великого поста в молитвах, и те слова молитв, которые произносим вместе с Церковью, и те слова молитв, которые произносим сами от себя, непременно должны соотносить с волей Божией, говорить: "Господи, не моя, Твоя воля да будет". Потому что если Христос уж так поступал, то и нам, действительно, нужно этому от Него научиться.

И вот Господь взят. Взят, предан Своим учеником, взят стражей, отведён на суд первосвященников и отведён к Пилату, который решает судьбу приведённого к нему узника - какого-то еврейского проповедника, которого он знать не знает, и понять не может вообще, в чём там у этих евреев заключаются какие-то распри: странный народ, который не хочет жить так, как предлагает ему римская власть. Странный народ, он поставлен над ним, презирает этот народ. И вот к нему приводят этого странного человека из странного народа. И обвиняют Его в том, что Он, этот одетый в какую-то странную одежду, совершенно не воинственный - видно совершенно - человек возмущает народ против кесаря. Какое-то совершенно обвинение нелепое. Пилат видит это и понимает. Но не употребляет свою власть, потому что понимает, что власть против народа ему употребить можно не всякий раз. Он решает этот вопрос так, как это было принято у римлян: путём демократическим, путём народного волеизъявления. И слышит Пилат это волеизъявение: "Возьми, распни Его, а нам отдай разбойника Варавву".

Вот какие слова слышим мы от иудеев. И эти слова, конечно же, сделались самой главной причиной их падения в дальнейшем. Мы знаем, что история дальнейшая еврейского народа спустя совсем несколько лет после Христа прошла через трагическое падение Иерусалима, рассеяние и, в общем-то, бесславный конец израильского царства.

Христос приведён на Голгофу. Он распят. И возле Него висят двое разбойников. И один из них продолжает наносить Господу. Ему, как и прочим, кажется смешным смеяться над этим человеком, испачканным в грязи и крови, сверху висит надпись: "Се есть иудейский царь". И он поносит Его, несмотря на тяжесть своих собственных страданий. Рядом находится другой его товарищ, в этот момент вступается за Него, останавливает и к Господу обращает слова, которые потом Церковь будет повторять вслед за этим разбойником снова и снова в течение дальнейшей всей своей истории: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!"

Что происходило в душе этого разбойника? Мы не можем этого знать. Можно лишь догадываться, как и почему, по какой причине он оказался здесь, на кресте, рядом с Господом. Скорее всего, очень вероятно, что это мог быть политический преступник, мятежник, и как на самом деле он проводил свою жизнь, понятное дело, что это был отнюдь не такого же порядка человек, как Иисус. Да, у него руки, скорей всего, были испачканы в крови - в крови тех, кого он считал завоевателями и оккупантами. Возможно, среди самых яростных и ультрареволюционно настроенных иудеев он даже мог считаться героем. Но не это его сейчас заботило. Вдруг сейчас здесь он увидел и осознал то, что не всё в этом мире приводит к правде силой. Не всякий раз можно победить, взяв в руки меч. Он в Иисусе увидел царя и Бога. И обратился к Нему как к Господу сказал: "Помяни меня, Господи, во Царствии Своем". Пройдя через Бог весть какие жизненные испытания, оказавшись на кресте, он вдруг понять ценность Царствия Христова, которое совершается не через захват власти у римлян, но через исправление и изменение собственно сердце человеческое. И эти произносит он спасительные слова и слышит в ответ: "Сегодня будешь со Мной в раю".

Вот, дорогие братья и сёстры, несколько разных слов взяли из нынешнего длинного повествования. И всякий из нас может сделать это для себя каким-то уроком. Церковь в дни Великого поста между прочими молитвами просит: "Господи, дух празднословия не даждь!" Что это такое за празднословие, которого нам нужно избежать? Это значит, что мы должны избежать тех слов, которые не будут вести нас ко спасению, к Царствию Небесному. Вот будем, дорогие, внимательны к тому, что думаем и говорим. Будем внимательны к тем словам, которые нас могут поставить рядом с убийцами Иисуса, и будем стараться, чтобы на устах наших слова были те, которые могут нас, подобно разбойнику благоразумному, ввести в Царствие Христово. Господь исполнен милости и человеколюбия и приемлет даже малое усилие. Лишь бы мы только постарались, лишь бы только приложили это усилие и сделали так, чтобы слова наши привели нас туда, куда устремляется и душа наша. Да поможет же нам в этом Господь! Аминь.
 

Аудио