Слово - важное деяние, плод сердца

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 17 августа 2024 г., в день памяти преподобномученицы Евдоки́и Римляныни (362–364).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, собравшись за Божественной литургией, мы слышали с вами отрывок из Евангелия от Матфея, в котором Господь даёт наставление своим ученикам и апостолам, и всем, кто пришёл послушать Его святые заповеди, и говорит в отношении того, каковыми должны быть слова человека, желающего жить по воле Божьей. Господь говорит важные очень вещи о том, что от избытка сердца говорят уста. В какой-то степени в нашей культуре принято относиться к слову несколько пренебрежительно, говорить таким образом, что вот мол, ты сделай дела, слова-то всякий может говорить, а вот дела подтверждают слова. Но Господь говорит о том, что и слово уже само по себе является очень важным таким деянием, потому что оно является уже плодом, плодом сердца. Если человек лукав, то от его лукавого сокровища сердца мы слышим лукавые слова, и наоборот, от благого человека, от его благого сокровища преизливаются благодатные слова, добрые.

Все мы знаем, дорогие, что словом можно действительно и ранить, словом можно и уврачевать, но Господь говорит нам, что за всякое слово праздное дадим мы ответ на Страшном Его суде, и в этом смысле любое слово, которое мы произносим в адрес друг друга, - мы несём за него большую очень ответственность, и потому, дорогие, нам конечно нужно заботиться о том, чтобы слова, произносимые нами, были словами благословений, словами радости, словами утешения, и, напротив, заботиться нам нужно о том, чтобы слова проклятия, слова злые, слова-убийцы из наших уст не произносились никогда, потому что Господь, строго говоря нам о том, что за всякое праздное слово даст человек ответ, Его-то собственное слово не пропадёт зря. Если Он действительно обещал так, так оно действительно и будет. Поэтому нам нужно со всей серьёзностью относиться к произносимым словам. Будем помнить о том, что Господь устроил нас, людей, людьми, даровал нам этот дар слова. Этот дар от Бога нам дан, и никакой дар Господь не дал нам для того, чтобы мы делали злые какие-то поступки и злые дела.

У языка нашего самое главное предназначение — благословлять Бога и говорить слова благословения своим ближним. Так вот, использовать свой вот этот важный орган, язык, нам необходимо по назначению. Когда мы говорим слова злые, слова проклятия, то мы тем самым идём против естества, которое Господь вложил в нас.

Как же говорить слова благословений? Зачастую легко и просто нам даются слова злые и, напротив, совсем кажется нам всё время неудобным произнести какие-то добрые слова. На самом деле, как любой орган требует в нашем теле некоторого упражнения. Если мы руками своими не работаем, то они делаются у нас хилыми. Если ноги наши не ходят, то они делаются слабыми. Также и язык наш, если он не упражняется в добрых словах, то неоткуда взяться навыку благословлять Бога и говорить слова благословения ближним. Потому, дорогие, будем понуждать себя к таким словам, будем упражняться не только говорить слова благодарности, когда кто-то нам сделал что-то доброе, тут, что называется, естественным образом из нашего рта слова благодарности изливаются. Тут не требуется с нашей стороны никакое усилие. Но быть первыми в добре словом - вот это мы действительно должны постараться устроить. Ведь что значат слова благословений? Это не то, чтобы обязательно, как священник там благословляет, говорит: "Благословляю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа". Нет, слова благословения - это просто те слова, от которых человек чувствует прилив жизненных сил в себе и вдохновение творить добро. Разве не в состоянии каждый из нас говорить такие слова? В состоянии. И через это можем умножить и добрые дела, и умножить добро, которое Господь хочет, чтобы пребывало в этом мире через нас.

Постараемся же, дорогие, упражняться, понуждать себя к тому, чтобы говорить эти слова благословений. Если мы просто даже посчитаем, как часто у нас это получается в отношении наших ближних на самом деле и сравним с тем, насколько часто мы говорим им упрёки, обидные слова, слова раздражения, то, как правило, человек, который не упражняется в произношении добрых слов, во много раз превосходят слова злые у нас в нашей обыденной речи.

Наша задача сделать так, чтобы слов благословения было больше. Видите близкого человека - скажите, что ему рады. Видите: человек находится в какой-то печали, скажите: «Чем могу тебя поддержать?» 
Или скажите ему: «Бог пусть тебя благословит и утешит». Не бойтесь говорить эти добрые слова, не бойтесь, что они будут неуместны,  потому что здесь лишь только неуместность заключается в отсутствии у нас привычки. Также слова добрые мы зачастую путаем со словами лестными и стесняемся, не хотим их произносить, кого-то похвалить, кому-то сказать доброе слово, говорим: "Я не хочу льстить" .

На самом деле лесть - это действительно очень коварный и опасный грех, потому что под словами внешне добрыми скрывается какой-то некий злой умысел. Но если мы с вами имеем такую задачу - воспитать свой язык, если мы поставили такую задачу - сделать, чтобы наши слова, которые мы произносим, в избытке были словами добрыми, то даже если у нас будут когда-то, для кого-то, может, покажется, что это льстиво, ну и пускай ему кажется всё, что угодно, мы-то знаем, для чего мы это делаем. Мы сами знаем, что не ради выгоды какой-то мы говорим слова какие-то добрые или похвалу какую-то человеку, не ради того, чтобы заполучить его расположение, мы это делаем, но ради того, чтобы исполнять заповедь Божию, ради того, чтобы свой собственный язык натренировать к тому, чтобы слова наши были достойными нашего звания христианского. Так что какая же здесь может быть лесть, если мотив у человека заключается в делании добра и в делании воли Божьей, то никакой лести здесь быть не может, даже если кому-то покажется, что она там есть.

Так что, дорогие мои, не будем стесняться говорить друг другу слова благие, пускай Господь оправдает нас от наших слов, не придётся Ему осуждать нас за то, что мы говорим в гневе и раздражении. Благослови Господь исполнить нам слово Христово в жизни нашей. Аминь.

Дорогие братья и сёстры, по нашей традиции в часовне преподобного Серафима будет отслужен молебен у его святых мощей, а в храме краткая лития по нашим усопшим. Сегодня вечером в пять часов всенощное бдение под воскресный день, а завтра две Божественные литургии, как обычно, а завтра вечером всенощное бдение накануне дня празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Милости прошу, дорогие братья и сёстры, приходить на всенощное бдение накануне праздника. У нас часто бывает так, что всенощное бдение по сравнению с участием в литургии является как будто бы каким-то второстепенным делом. А на самом деле вечерняя служба - это то, что мы принесли Богу, литургия - это то, что Бог дал нам в ответ. Если ходим только на литургию, значит, хотим только получать и не хотим ничего давать. Это неправильно, такого быть не должно, поэтому постараемся, дорогие, участвовать и в вечерних богослужениях, или, у кого как получится, под воскресный день или под Праздник этот великий - Преображение Господне, - пускай каждый найдет возможность прийти, помолиться и восславить Бога, принести Ему от своего времени какую-то часть, посвятить Ему во благо. В сам день Преображения Господня тоже две Божественные литургии: ранняя в семь, поздняя в десять часов утра, после каждой будет освящение плодов. Причастники, выслушайте  слова благодарственных молитв. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Аудио