В основании чуда - вера, опирающаяся на смиренное осознание её недостаточности

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 14 апреля 2024 г., в Неделю 4-я Великого поста, преподобного Иоа́нна Лествичника, игумена Синайского.

В сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сёстры, мы с вами празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, а для всякого человека, знающего церковный календарь, для всякого человека, который постится не первый год, это известие о том, что пост перевалил за половину. Я вас с этим поздравляю, дорогие. Значит, Пасха ближе.

Сегодня за Божественной литургией нам предлагалось к осмыслению святой Матерью Церковью чтение об исцелении Господом бесноватого отрока. И это чтение поистине одно из самых драматичных отрывков Священного Писания. К Господу обратился человек, у которого страдал беснованием его любимый сын. Вначале он просил апостолов, чтобы они исцелили. Апостолы получили от Господа власть исцелять недуги, изгонять бесов, и многократно делали это, но тут они оказались бессильными. И дальше между Господом и этим несчастным отцом происходит диалог, обнаруживающий удивительно глубокое отношение к происходящему вот этого отца. Господь ему говорит: "Если ты хоть сколько-нибудь можешь веровать - всё возможно верующему". На что этот человек говорит: "Господи, я верую, но Ты помоги моему неверию".

И Господь исцеляет этого отрока, и потом апостолам, когда они спрашивают: "Почему же мы не исцелили?" - говорит: "Этот род ничем иным не может быть изгнан, кроме как молитвой и постом". Если задуматься, дорогие братья и сёстры, на самом деле само произошедшее событие и то изречение, этот, можно сказать, афоризм, который стоит в конце этого события, - они противоречат друг другу, потому что молитвой и постом как раз ничего не получилось сделать у апостолов. У них не получилось, получилось лишь у Господа. И лишь Господь оказывается властен врачевать этого отрока. И лишь только вера, крепкая вера отца этого отрока, в то же самое время, смиренное осознание недостаточности веры делают возможным его исцеление.

Думается, что Господь мог бы исцелить этого человека сразу, но как много раз такое случалось, Господь использует чудо исцеления человека для того, чтобы обнаружить какие-то очень важные для окружающих вещи, для того, чтобы им сделались очевидны какие-то определённые духовные законы. И вот в сегодняшнем событии духовный закон: главное, что стоит в основании совершённого чуда - это вера этого отца, опирающаяся на смиренное сознание недостаточности. И как видим, Господа такой подход вполне удовлетворяет. Господь не ждёт он него каких-то патетических высказываний, ни какого-то пафосного исповедания и называния свойств своей веры. Господу достаточно вот этой фразы: "Верую, помоги моему неверию".

Мы, дорогие братья и сёстры, уже перешли середину Великого поста, и уверен, каждый из нас уже столкнулся с пониманием того, насколько действительно нам нужна крепкая вера, и насколько даже те малые намерения, которые мы ставим перед собою во время поста, делаются совершенно невыполнимыми и нереальными для нас в силу недостаточности веры. Но Господь ждёт от нас для начала смиренного признания своей немощи, потому что это таковое смирение, подлинное смирение, даёт возможность Ему действовать в нас, Ему исцелять нас, Ему делать так, чтобы мы больше не были мучимы нашими страстями и лукавыми духами. И этот род действительно будет изгнан из нас молитвою и постом, если только в основании этого поста и в основании этой молитвы, некой первопричиной, первым шагом молитвы и поста этого будет смиренное осознание немощи нашей перед Господом. И тогда силой нашей будет Христос. И тогда в немощи нашей действительно сила Христова совершится. И тогда мы с вами подойдём к Пасхе преображёнными, изменёнными не своими какими-то потугами, не своими какими-то подвигами, но изменёнными благодатью Божией, благодатью во Христе Иисусе, которая начинается с веры и смирения. Господи, подаждь же нам веры и смирения! Аминь. 

Аудио