Вера — это не только доверие, но ещё и верность Богу
Проповедь иерея Михаила Журавлёва 17 ноября 2024 г., в день памяти преподобного Ника́ндра Городноезе́рского (XVI).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня, братья и сёстры, мы вновь слышали Евангелие о том, как Господь исцелил женщину, которая болела 12 лет, и воскресил девочку 12-летнюю, дочь начальника синагоги Иаира. И это Евангелие нам опять показывает многое, о многом можно здесь задуматься. Ну, во-первых, о том, что Господь милостивый и всегда спешит на наши просьбы, наши молитвы. И мы видим, что Иаир, хотя и был начальником синагоги, а мы знаем, что у Христа часто возникали конфликты с начальниками синагоги, с фарисеями. Но вот этот человек в тяжёлой ситуации, в трудных обстоятельствах, когда уже не было надежды, когда его дочь лежала при смерти, решил пойти ко Христу и призвать Его к себе домой, чтобы Он исцелил его двенадцатилетнюю единственную дочь.
И Господь сразу же откликается, идёт, но толпа теснит Христа, и все к Нему так или иначе прикасаются, но все прикасаются по-разному, и вот нам Евангелие говорит, что одна женщина прикоснулась к Нему с глубокой твёрдой верой, что она исцелеет. И такое прикосновение Господь почувствовал, и Он стал среди народа глазами искать ту, которая к Нему прикоснулась. И даже апостол Пётр удивился к вопросу Христа: "Кто ко Мне прикоснулся?", потому что вокруг Его теснили люди, и этот вопрос казался неуместным. Но, тем не менее, вот Бог нам показывает, что хотя и все люди, так сказать, теснят его своими просьбами, но вот не все к Нему прикасаются с глубокой и твёрдой верой. И вот Он, решая показать веру вот этой женщины, Он её ищет и находит. И она в трепете говорит о том, почему она к Нему так прикоснулась, что она верила твёрдо, что только ей нужно было прикоснуться к краю одежды для того, чтобы исцелиться. Вот и мы тоже должны иметь такую же твёрдую веру, что нам достаточно только помолиться, сказать два-три слова, и Господь слышит.
Это мы все должны знать, но мы почему-то вроде являемся людьми верующими, но когда приходят трудности, то как раз-таки эти трудности нам показывают, что зачастую мы оказываемся людьми либо маловерующими, либо совсем теряем надежду. И вот Иоанн Кронштадтский тоже говорил: «Я могу засвидетельствовать, что многие-многие люди исцелялись, с одра болезни вставали после того, как они с верою исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн». И он говорит, что многие люди в своих болезнях не уподобляются ни Иаиру, ни этой женщине, но они всю свою надежду возлагают на врачей, а когда врачи не могут исцелить, только тогда вспоминают о Боге.
Я, конечно, прошу прощения, если вдруг стоят здесь врачи, чтобы они на меня не обижались. Конечно, врачи — это великие люди, мы перед ними преклоняемся, и Господь и через них людей исцеляет, и творит чудеса, и много хороших людей, врачей, которые лечат нас. Спасибо им, конечно, большое и огромный им низкий поклон. Но, конечно же, и сами врачи знают, и мы знаем, во время ковида одна женщина, врач тоже, говорила одному человеку о спасении его родственников: "Мы делаем всё, что в наших силах, мы делаем всё, что в наших руках, но не всё в наших руках". И вот мы тоже понимаем, что не всегда и не всё в наших руках и не всё в руках врачей, но всё в руках Божьих. И вот Иоанн Кронштадтский говорит, что первым делом у христианина должно быть во всякой болезни — это обращение к Богу, во-первых, с покаянием, с осознанием своих грехов, что за наши грехи Господь нам посылает скорби и болезни. Но с другой же стороны ни в коем случае нельзя отчаиваться и унывать, потому что Господь нас вводит в эти болезни, Господь нас силен вывести из этих болезней. Поэтому первое, что мы должны во всякой болезни - обращаться с молитвой к Богу - и за себя, и за своих родных, с твёрдой верой, что Господь поможет.
И мы видим, что действительно эта женщина исцелилась, только прикоснувшись, так сказано, что сразу же иссяк кровоток её болезни. И она сразу же почувствовала в себе исцеление. Нам, конечно, людям маловерующим, зачастую это кажется почти что фантастическим, но так происходит с людьми глубоко верующими и твёрдо уповающими на Бога. И вот мы видим второй случай, когда Иаир был свидетелем всего этого, но тут же сразу к нему подходят люди из его дома и говорят: «Оставь учителя, не беспокой его, твоя дочь уже умерла». Мы тоже можем, так сказать, почувствовать его состояние, что всё, всё кончено, что уже поздно, поздно. Но вот Господь обращается к нему и говорит: "Не бойся, только веруй". И вот эти слова мы тоже должны себе, что называется, на носу зарубить, на лбу написать: "Не бойся, только веруй". В любой обстановке, что бы ни случилось, надо себе сказать: "Не бойся, только веруй".
И вот Иаир вместе со Христом идут домой к Иаиру, и опять же мы видим такую красочную картину, что все уже плачут, оплакивают эту девицу, а Господь им говорит: "Не плачьте, ибо она не умерла, но спит". И все начинают смеяться, потому что понимают, все знают, что она точно умерла.
Но Христос таких людей, которые, так сказать, смеются над Ним, над Его словами, Он их изгоняет, Он не даёт им возможности быть свидетелями того чуда великого воскресения дочери Иаира. Он только берёт с собой самых близких своих учеников - апостолов Петра, Иакова и Иоанна, и родителей этой девочки оставляет в доме. И мы видим, что с лёгкостью Он говорит: "Восстань, девица, тебе говорю: встань", и она встаёт, и дают ей есть, и она вновь живая душа.
Это тоже Иоанн Кронштадтский говорит, что вот это образ того, как Христос воскресит всех нас, и он говорит, Иоанн Кронштадтский: "Запомните все вы, стоящие в храме, что и вы тоже воскреснете, что обязательно воскреснете. И грешники, и праведники - все воскреснут, все вновь соединятся души с телами, и снова человек встанет". Это точно так же твёрдо мы должны знать и помнить всегда, что для Бога смерть человека это всего лишь сон. Для нас смерть любого из нас и нас самих, это мы зачастую воспринимаем как: всё, трагедия, ничего нельзя поделать. Но для Бога просто достаточно всего одного слова сказать: "Талифа куми, девица, тебе говорю, встань". Или как он другому юноше, сыну наинской вдовы сказал: "Юноша, встань", и всё. Богу только лишь достаточно сказать слово одно. Он всё из ничего привёл Своим словом в бытие. И тут тоже точно так же, достаточно сказать: "Встань!", и человек, даже мёртвый, встаёт от своего погребального одра. И вот мы видим, насколько Богу легко всё это сделать. Но просто, к нашему сожалению, у нас зачастую нет такого опыта в нашей жизни, и поэтому мы, люди, остаёмся маловерные и зачастую неверующие.
Вера, это, как апостол Павел говорит, вера - это осуществление ожидаемого, уверенность в вещах невидимых. То есть, человек, который верит, он должен понимать, что это случится обязательно. Тот же Иоанн Кронштадтский говорил, что если человек о чём-то молится и просит, то он уже должен просить у Бога как о вещах абсолютно совершившихся. То есть, твёрдо знать, что-то, о чём ты просишь, непременно будет. Потому что пойми, Кого ты просишь, к Кому ты обращаешься. И не оскорбляй Бога своим маловерием. И Апостол Иаков тоже говорит, что всякий приходящий к Богу должен верить, что Он есть, и ищущему Его Он воздаёт. И вера - она зарождается от слова, но потом нужен ещё и опыт веры.
Так вот, вера, конечно, у нас зарождается от слышания Слова Божия, но все-таки мы должны эту веру ещё и укрепить, потому что есть вера как дар Божий, который даётся человеку. Есть вера, которая укрепляется по делам самого человека. И вот апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Но вот как раз-таки наши дела, они веру в нас и укрепляют, и воскрешают. Если человек живёт и вроде считает, что он верует, но не делает никаких дел по своей вере, то такая вера у него мертва. И он со временем начинает сомневаться и уже не верит. Зачастую мы слышим, так сказать, неудачные случаи других людей, что говорят: "Мы молились, но нам ничего не было, нам Бог не помог, нас Бог не услышал". Но мы же не знаем глубину веры этого человека, действительно ли он верил, действительно ли он твёрдо молился, действительно ли он уповал с точностью, с твёрдостью, что получит то, что он просил. Зачастую же мы очень маловерные люди. Мы как бы молимся, а сами боимся и думаем, что вряд ли это получится, вряд ли это возможно. И вот Апостол Иаков говорит, что человек с боящимся сердцем неустойчив во всех путях своих.
Поэтому нужно всегда у Бога просить веру, потому что это дар Божий. И всё нужно выпрашивать в молитве, всё доброе, всё благое - всё испрашивается в молитве. Поэтому и мы должны тоже каждый раз, каждый день в своих молитвах просить, чтобы Бог укрепил и нашу веру. Потому что мы не больше апостолов, а апостолы просили Христа и говорили: "Господи, укрепи нашу веру", и даже им говорил Господь: "Если вы будете иметь веру хотя бы с горчичное зерно, то сможете передвигать горы".
Если апостолы просили у Бога, Христа веру, и даже после Воскресения Христа Господь снова их упрекал за их маловерие, что они не поверили тем людям, которые уже видели Его воскресшим, то тем более всем нам, слабым немощным людям, нужно постоянно просить Христа, Бога о том, чтобы Он укрепил нашу веру. И не спешить сомневаться, не спешить унывать, не спешить отчаиваться в тех случаях, когда, казалось бы, не исполняется то, что мы с верою просили у Бога. Потому что иногда нужно и потерпеть, потому что и Аврааму Господь много обещал, а Авраам — это отец верующих. И Авраам получал не сразу, бывало, что проходили годы, десятилетия после того, как он получил возлюбленного своего сына Исаака.
И вот мы должны понимать, что иногда Господь испытывает: а действительно ли мы верим? А действительно ли мы Ему доверяем? А действительно ли мы Ему храним верность? Потому что вера — это не только доверие, но это ещё и верность Богу. Поэтому попросим Бога, чтобы Господь укреплял нашу веру, укреплял её через слышание Слова Божьего, через опыты жизни нашей, на опыте других людей и на опыте нашей собственной жизни. И чтобы Господь дал нам веру хотя бы с горчичное зёрнышко.
И сегодня ещё, братья и сестры, отмечается день, вспоминаются жертвы всех дорожно-транспортных происшествий, всех, кто погиб в авариях на дорогах. И мы сегодня по благословению епископа нашего Гатчинского и Лужского Митрофана поминали и на Литургии, и сейчас ещё на заупокойной литии помянем всех пострадавших, погибших в дорожных транспортных происшествиях. Действительно на дорогах очень много людей гибнет. В мире в целом по статистике гибнет около миллиона, почти миллион двести тысяч человек каждый год во всём мире. И у нас в стране каждый год примерно по 15 тысяч человек погибает на дорогах. Так сказать, для сравнения, то можно себе представить эту цифру, что каждый год у нас на дороге погибает почти столько же людей, сколько у нас погибло военных, бойцов, воинов в Афганистане за 10 лет ведения этой войны. То есть достаточно большое число только погибших, и ещё там множество-множество пострадавших, которые, может быть, становятся калеками на всю оставшуюся жизнь.
Поэтому помолимся об упокоении их душ, чтобы Господь простил все согрешения, вольные или невольные, и всех нас помиловал, сохранил на дорогах, когда мы с вами путешествуем. Ну и всех водителей призываю к тому, чтобы, садясь за руль, как и всякое дело, мы должны начинать, христиане, с молитвы и заканчивать его молитвой. Также, садясь за руль, обязательно, хоть кратенько, но помолитесь Богу перед началом пути и после завершения своей поездки тоже поблагодарите Бога за то, что вы спокойно, благополучно вернулись домой, никого не сбили, и вас никто не задавил. Поэтому, братья и сёстры, ещё раз помолимся и помянем их.