Всё начинается с малого, но Господь воздаёт по трудам

Проповедь иерея Михаила Журавлёва 5 сентября 2023 г., в день памяти мученика Луппа Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306).

Ни один из учителей народных не пользовался так часто даром притчи, как Господь наш Иисус Христос. Большая часть проповедей Христа заключала в себе притчи. В сегодняшнем евангельском чтении мы вновь слышим о том, что Господь много учил народ, говоря им притчами. К сожалению, так человек устроен, что большая часть людей не способны проникать глубоко в духовные понятия и мыслят обычно земными категориями. И сегодня опять мы слышали одну из притч Господних, где Господь говорит о том, что Царство Небесное подобно человеку, который посеял семя на поле своём. И вот этот человек спал, вставал днём и ночью, а семя незаметно росло: сначала оно давало зелёный росток, потом колос, и потом в этом колосе вызревало зерно. Когда это зерно вызрело, то посылался серп, и наступала жатва, и эти плоды собирались, складывались в мельницу.

И вот прикровенно под этой притчей, под этим рассказом Господь говорил о том, что сеятель - это тот, кто сеет Слово Божие, и когда это Слово попадает на почву доброго, отзывчивого сердца человеческого, тогда это Слово начинает производить невидимо в душе его некие перемены, в нём это Слово начинает расти, Царство Божие начинает развиваться в его сердце. Как Господь сказал в другом месте: "Не ищите Царство Божие нигде, и не придёт оно видимым образом, потому что Царство Небесное внутри вас есть". И вот Царство Небесное в душе человека начинается со слышания Слова Божьего. И зачастую человек сам не понимает, как и почему, откуда в нём духовные эти мысли возникают, и как эта жизнь в нём растёт. И казалось бы она не зависит от проповедников: как проповедник посеял это Слово в душе человека и дальше не заботится, казалось бы, о нём. Но на самом деле, это Слово живёт в человеке и приносит определённые плоды в своё время. И когда человек духовно созревает, то посылается серп, то есть жатва.

Святой Феофилакт Болгарский говорит, что сначала человек, от Слова Божьего возымев веру, начинает жить по-евангельски, но вера его слаба, как зелёный росток, но потом, со временем, оно уже становится как стебель - уже способно противостоять каким-то искушениям. И впоследствии уже оно как колос - когда он растёт, он сначала к небу поднимается, а потом уже, наполнившись зерном, становится тяжёлым, то приклоняется ближе к земле. Точно так же и человек, когда он, действуя по вере, делает добрые дела, он зачастую гордится, возносится. Но потом, смиряясь разными обстоятельствами, приобретает богоподобное смирение, и уже не гордится, не возносится, но преклоняется, как колос к земле. И вот такая душа становится плодоносной, именно в такой душе может обитать благодать Божия, и такая душа характеризует человека духовно зрелого. И вот когда такой человек уже созреет, то начинается жатва. То есть, человека забирают уже из этой жизни в жизнь вечную, то есть он созрел для жизни вечной.

Дальше была другая притча - о горчичном зерне: Господь говорил, что Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое меньше всех зёрен, но когда вырастает, становится большим деревом, больше других растений, и в этом дереве птицы небесные обитают. Точно так же и Царство Небесное: оно начинается с малого, но в конечном итоге полностью захватывает человека, и человек уже мыслит небесными категориями.

Как птицы небесные садятся - это растолковывают они как мысли о Божьем, о горнем мире. Вот они поселяются в человеке, и человек живёт небесными категориями, действует на земле уже не как земной человек, но как человек Царства Небесного. Поэтому, братья и сёстры, будем понимать, что всё начинается с малого, но при определённых обстоятельствах Господь даёт по нашим трудам, а иногда не по нашим трудам плоды духовные. Аминь!
 

Аудио