Богородица становится символом человечества, которое приводится ко Христу

Проповедь иерея Михаила Легеева 28 августа 2023 г., в день празднования Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Богородица после смерти и воскресения Своего Сына жила с Его любимым учеником, апостолом Иоанном Богословом, в Иерусалиме и умерла в возрасте около шестидесяти двух лет. За три дня до Её Успения к Ней явился, как некогда в день Благовещения, архангел Гавриил, и возвестил Ей о Её скорой кончине. Все апостолы, узнав о приближающемся Успении Божией Матери, чудесным образом явились в Иерусалим. Все, коме апостола Фомы, как повествует об этом Предание. Апостол Фома, как обычно, является последним, и для него открывают крышку гроба Пресвятой Богородицы, что стало свидетельством Её чудесного воскресения и вознесения на небо к Своему Сыну. Такова внешняя канва события.

Почему мы празднуем Успение Божией Матери? Само слово "успение" означает скорее "сон", нежели "смерть". Пресвятая Богородица проходит тот путь, который проходят все люди - умирает, причём умирает естественным образом. А с другой стороны, Она проходит путь Своего Сына Христа - воскресает, свидетельство о чём является на третий день. Причём, если смерть Христова трагична, то смерть Пресвятой Богородицы, наоборот, свидетельствует о некой нестрадательности, блаженстве, тихости, спокойствии - она как бы символизирует незаметность ухода человека из мира. 

Этот контраст неслучаен. Мы можем говорить в более широком смысле о двух аспектах смерти. Со времени согрешения прародителей в раю смерть стала результатом вошедшего в человечества греха. Она стала неотъемлемым состоянием человека. И только Христос, будучи Богом по ипостаси, хотя и человеком по природе, был изъят из этой необходимости смерти. Он не должен был умереть естественным образом, Его убивают, и это неестественная смерть, смерть, невозможная для Бога. Смерть Христова становится образом и источником всякого самоотречения и умирания человека за своих ближних - образом самоотречения, в конечном итоге, всей Церкви,  в чём, состоит сам смысл существования Церкви - в продолжении дела Христова на земле. Святые отцы говорят даже о продолжении дела искупления Христа через жизнь Церкви. 

Пресвятая Богородица Своей смертью символизирует и являет смерть не Бога, но человека. Но смерть человека в самом блаженном, самом высоком состоянии его - в том виде, в каком замышляет Бог человека. Мы знаем, что Бог, замышляя мир, прежде него замышляет человека, а замышляя человека в своём замысле замышляет его как Церковь. И неслучайно Пресвятая Богородица является для нас совершенным образом Церкви. Именно на первая и единственная, кто совершенным образом исполняет в Себе вот это призвание Божие, становясь подлинно совершенным человеком, будучи человеком по ипостаси. Мы называем Богородицу Пресвятой - буквально, в переводе с греческого языка, Всесвятой. И в нашем обыденном понимании слова "святость", "обожение" - это синонимы. Но в святоотеческой мысли это не совсем синонимы, святые отцы различают эти понятия. Святость есть отделённость от всякого греха, обращённость человека к Богу. Отделённость, если можно так выразиться, от самого себя. И именно это состояние выхода совершенного человека навстречу Богу  являет нам Пресвятая Богородица. Обожение есть продолжение и результат святости. 

Пресвятая Богородица ещё при боговоплощении всю себя отдаёт Богу. И Бог завершает этот процесс синергийных (совместных) отношений божества и человечества в Самом Себе, являя своё божество в ответ на это обращение человека. С боговоплощением не заканчивается подвиг Пресвятой Богородицы. Да, боговоплощение, рождение Господа Иисуса Христа является величайшим событием в Её жизни и в жизни всего мира, но невидимым образом Её подвиг продолжается и после этого. Праведный Симеон Богоприимец сказал некогда: "Меч пройдёт Твою душу, и Тебе откроются помышления многих". И действительно, этот меч, образно выражаясь, это не физический меч, но душевные страдания проходят душу Пресвятой Богородицы, особенным образом на Кресте, когда распинают Её Сына. И конечно же, Она сама готова была отдать Свою жизнь вместо жизни Своего Сына, но Ей надлежал другой, тихий и незаметный подвиг. 

Этот меч и после Воскресения Христова продолжает пронзать Её душу, когда Она, соприобщаясь в Своей душе подвигу Своего Сына, обнимает Своими помышлениями, Своими святыми чувствами, святым Своим попечением весь мир и всё человечество. Будучи Сама человеком, а не Богом, Она становится символом того человечества, которое приводится ко Христу. И как скажет потом в VII веке преподобный Максим Исповедник, говоря о будущих судьбах мира: "История человечества закончится тогда, когда человечество достигнет предела способности производить". То есть, наша история закончится тогда, когда Церковь Христова достигнет вершины напряжения всех своих сил, отдачи всех своих сил ради всего человечества, ради того, чтобы всех привести к Богу. И наоборот, когда в этот же самый момент на нисходящем векторе движения человечества иссякнут последние остатки сил тех людей, которые противятся Богу. 

И вот почему я вспомнил об этих будущих событиях истории. Пресвятая Богородица является для нас совершенным образом Церкви. Всё то, что сказал преподобный Максим Исповедник о будущей истории, уже совершилось в самой Пресвятой Богородице, почему и становится Она Царицей Небесной. В Ней человеческие силы достигают предела способности производить, достигают предела высшего напряжения сил человека - в этом тихом, незаметном, спокойном, невидимом Её подвиге. Именно поэтому Её кончина столь тиха и прекрасна, и именно поэтому Она воскресает, царствует со Христом. И всякое священное событие есть образ и для нас с вами, образ для того, что происходит и что должно произойти в каждом человеке, в каждом церковном члене - хотя бы в миниатюре, хотя бы в малой мере. Мы должны нести на себе образ не только Сына Божия, Который подаёт нам путь нашей жизни, показывает, передаёт, сообщает и вселяет в нас с Самим Собою. Но мы должны пройти и путь Пресвятой Богородицы как человек - она была только человеком, но не Богом - но стала Богом, так же, как Её Сын был Богом - стал человеком. 

Это два разных пути, которые являют нам в совершенном виде синергию, совместное действие Бога и человека, синергию межличностного общения. И дай Бог, чтобы по молитвам Пресвятой Богородицы в нас хотя бы в какой-то малой мере и в малом отображении осуществился её путь, осуществилась эта синергия, и чтобы наша смерть - мы не знаем, какая она будет: кому-то назначена смерть тихая, кому-то страдательная, кому-то ещё какая-то, - но чтобы наша смерть так или иначе отобразила в нас этих два великих образа: образ смерти Христовой и Его воскресение, и образ Пресвятой Богородицы, Которую принимает на Свои руки Христос так же, как когда-то приняла Его при боговоплощении. 

Аудио