Господь ждёт от нас просвещения этого мира
Проповедь иерея Сергия Чекоданова 19 августа 2023 г., в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В сегодняшний день Святая Церковь светло празднует память великого двунадесятого праздника Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Событие это описано у трёх евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Они повествуют о том, что Господь взял трёх Своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними высоко на гору, и там преобразился пред ними так, что лицо Его было сияющим и светлым. И ученики не знали, что и думать, и чувствовали несказанную радость. И апостол Пётр от лица их всех сказал: "Наставник, как нам здесь хорошо быть! Давай же створим здесь три сени, три палаточки и останемся здесь навсегда. И светлое облако осенило их, и из облака услышали они голос: "Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нём же Моё благоволение".
Вот это краткое и очень значимое событие, описанное евангелистами, и послужило основой для нынешнего праздника. Давайте, дорогие братья и сёстры, задумаемся вот о чём. Евангелисты во множестве описывают различные чудесные события, которые совершились Господом Иисусом Христом в дни Его земного служения. Однако же далеко не все из них сделались основанием для праздника, да ещё и праздника великого. Вот евангелисты все как один свидетельствуют о том, как Господь шествовал по водам, как посуху, и как Он одним словом Своим повелевал морю, и как Он исцелял бесноватых и расслабленных, о том, как Он воскрешал умерших, но мы с вами не знаем такого праздника церковного - "Хождение Иисуса по водам". Или "Исцеление Иисусом Христом бесноватых". И ради этого праздника каких-то традиций или богослужения. Да, читаются евангелия об этих событиях, но не более того. А вот это событие послужило основанием для праздника.
Почему же так случилось? Так случилось оттого, что Церковь Христова с древних времён осмыслила этот праздник в связи с грядущими страданиями Христовыми на кресте. Вообще все праздники церковные связаны друг с другом, все находятся во взаимосвязи, один следует из другого, и многие из них образуют такие пары или даже группы, которые один другому помогают раскрывать их смыслы. Например, Рождество Христово и Крещение Господне - два события, которые разделяют три десятка лет, а в церковной традиции одно дополняет и раскрывает другое. Также можно сказать о событии Рождества Пресвятой Богородицы и Её Успении: одно открывает церковный год, другое закрывает, а оба раскрывают перед нами красоту Божией Матери и Её пресветлой души.
Сретение зависит всегда от Рождества Христова, а Вход Господень в Иерусалим - от Пасхи, и здесь всё кажется понятным. Отчего же зависит Преображение Господне? Для нас это не совсем очевидно. Ведь нет никакого дня, на который указано, что Господь так преобразился перед учениками. Что это за день был - мы не знаем. За три дня до того, как Господь был предан, или за полгода это было совершено? Евангелисты не указывают этого. Так вот церковная традиция праздник Преображения привязывает к Воздвижению Честного и Животворящего Креста, который будет праздноваться в конце сентября.
В конце сентября Церковь осмысливает вновь и вновь страсти Христовы, а за сорок дней до этого показывает нам красоту Его лика в святом Преображении. Вот эти два праздника друг друга помогают раскрывать. Иисус, с одной стороны, - сегодня мы свидетельствуем о том через Евангелие, - Иисус есть сущий над всеми Бог, воплотившийся и пришедший ради спасения человеческого. А спустя сорок дней мы с вами будем свидетельствовать о том, что этот самый воплотившийся Бог ради спасения людей принял страшные страсти и распят был на кресте до позорной смерти. Вот какие грани раскрываются перед нами в праздник Преображения Господня. И конечно, Господь, осиявший учеников Своих несказанным божественным светом, к этому же свету божества зовёт и нас. И ищет, и хочет, чтобы мы преобразили свою жизнь, воздвигли её от нашего земного копошения во сяких наших земных суетных делах, вознесли очи горе и постарались осмыслить для себя тот подвиг Христов, который Он воспринял ради нашего спасения, и сделали через это осмысление, через эту веру Христа ближе к себе ради собственного спасения души.
Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры, желаю вам, чтобы свет Христова Преображения озарял ваши сердца и ваши лица, и чтобы сегодня вы сами свидетельствовали лицами этими своими светлыми, преображёнными причастием Тела и Крови Христовой, о Божией премудрости и Божией любви. Помните, дорогие: мы с вами от Христа восприняли Завет: "Вы, - говорит Он, - свет миру". Не кто-то там другой, не какие-то там другие отдельные, особенно призванные для этого, лица являются светом для этого мира. Не какие-то высокопоставленные руководители должны просвещать этот мир, но Христос от нас этого ждёт. От меня и от каждого из вас сегодня ждёт, чтобы, изойдя сегодня из храма Божьего навстречу другим людям, которые по своей суетности ли, или по своей занятости, или ещё по какой-то другой причине не имели радости причаститься праздника Преображения Господня, забыли о нём или прошли мимо него, или совсем никакой глубины не восприняли с него, - так вот им мы должны нести свет Христовой любви и радости. Будем помнить об этом, чтобы никакое слово скверное, раздражённое, гневливое не сорвалось сегодня с наших уст. Но пусть слова благословения и радости источают наш уста на радость всем ближним. Аминь!