Исполнение Божьих заповедей - не то, что делает нас подлинно близкими к Богу
Проповедь иерея Сергия Чекоданова 3 марта 2024 г., в Неделю о блудном сыне.
В сегодняшний воскресный день святая Церковь предлагает нашему вниманию чтение из Евангелия от Луки, которое обыкновенно называют притчей о блудном сыне. Так и неделю эту приуготовительную к Великому посту тоже называют неделей о блудном сыне. Но если быть точнее и правильнее, то притча эта, конечно, не про одного блудного сына, там сыновей двое, один из которых взял своё наследство у ещё живого отца и пошёл расточил его совершенно неподобающим образом, одумавшись, вернулся и совершенно неожиданно даже для себя столкнулся с такой бездной милосердия, и любви, и прощения своего отца, на которые никак не мог рассчитывать. А другой оставался верным, послушным сыном, делал всё, как и заповедовал ему отец, но увидев радость, веселье и пир по поводу вернувшегося младшего сына, с отцом своим поссорился и наговорил ему всяких разных нелицеприятных вещей, которые обнаружили в нём тоже не любящего сына, но лишь превозносящегося своей собственной праведностью человека.
И вот эти оба сына - и младший, и старший - на самом деле в этой притче показаны совершенно не достойными отцовской любви. И можно взглянуть на этих двух героев этой притчи глобально как на два типа людей, которые составляют Христову Церковь в течение множества времени. Часть из них, значительная часть - это верные служители Божьи, те, кто стараются об исполнении Его заповедей. Часть же из них приходит к Отцу Небесному тогда, когда жизнь заставит и поставит в такое положение, что иначе как к Богу, больше никуда. И таковых тоже очень немало.
И мы с вами, дорогие братья и сёстры, из этой притчи можем сделать такие выводы, что, во-первых, те люди, которые трудятся ради Господа и которые вроде как на виду как люди церковные, люди православные, верующие, благочестивые люди - это не единственные дети нашего Небесного Отца. У Него есть ещё дети - дети, которых Он ждёт, на шею которых Он падает с объятьями, и как только они произносят эти слова: "Отче, согрешил на небо и пред Тобою", готовый восстановить их в их сыновнем достоинстве, несмотря на все те беззакония, которые, быть может, они совершали. И люди эти могут быть совершенно нам, с нынешней нашей позиции, неприглядными, и могут казаться нам совершенно неуместными в Церкви Христовой, но они к ней принадлежат. Они тоже к ней относятся по той причине, что их ждёт наш Небесный Отец. И нам с вами никогда не стоит восхищать себе право называть кого-то относящимся или не относящимся к Небесному Царствию, отражением которого является Церковь Христова уже здесь, на земле. Это не наше право, это право нашего Небесного Отца. И если любим мы Его, то и приходящих этих людей, как бы они себя ни вели до и даже после этого покаяния, мы по меньшей мере смотрим и радуемся об их возвращении и объятиях отцовских. А, быть может, если на то хватает нашего великодушия, то и поддерживаем их дальше.
Но кроме того, эта притча нас научает тому, что если мы стараемся об исполнении Божьих заповедей, то это не то, что делает нас подлинно близкими к Богу. Господь это воспринимает как должное, и мы тоже должны воспринимать это как должное, и не должны требовать чего-то в обмен на то, что мы что-то стараемся делать по заповедям Божьим, по законам церковным, стараемся выстроить свою жизнь, одним словом, праведно. Потому что на самом деле Господь ждёт от нас любви, милосердия, принятия, и если все наши усилия, которые мы предприняли как бы ради Бога, не приведут к должной цели, но приведут к осуждению, к зависти, к неприязни, если мы окружим себя какими-то настоящими или вымышленными врагами, и посвятим борьбе с этими врагами всю свою так называемую христианскую жизнь, не замечая, как то один, то другой из этих "врагов" делаются вдруг более достойными детьми Небесного Отца, совершая поступки милосердия... Вот если мы будем так делать, то уподобимся этому старшему сыну.
И Церковь Христова в преддверии Великого поста нас не только от блудной, расточительной жизни младшего сына предупреждает, но и предостерегает нас, чтобы нам не сделаться наследниками вот этого старшего сына. Потому что в притче в итоге так же, как в притче о мытаре и фарисее, которую мы читали в прошлую неделю, тот, кто, казалось, был ближе к Богу и праведнее, ушёл менее оправданным из храма. Так и в этой притче более оправданным оказывается младший сын. И об этом нам, конечно, никогда не стоит забывать.
От всей души, дорогие братья и сёстры, желаю и вам, и себе найти ту меру, которая позволит нам прикоснуться к трудолюбию старшего сына, сделает для нас возможным покаяние младшего сына из этой притчи, и ни при каких обстоятельствах не сделаются пускай нашими свойствами зависть, гордость, равно как и расточительная, блудная и бездумная жизнь. Аминь.