Молитва о ближних - проявление братской любви

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 28 октября 2023 г., в Димитриевскую родительскую субботу - день поминовения усопших.

В сегодняшний день Святая Церковь совершает Димитриевскую родительскую субботу - поминовение усопших. И мы собрались с вами для того, чтобы помолиться за тех, кто отошёл уже ко Господу и кто дорог нам в нашей памяти. Давайте же, дорогие мои, поразмышляем немножечко и над содержанием этого дня - что же значит это сегодняшнее поминовение, почему Церковь его совершает, и что вообще значит молиться об усопших, для того, чтобы нам с большей глубиной воспринять этот день.

В первую очередь нужно сказать, что традиция связывает этот день с памятью Куликовской битвы. Хотя на самом деле современные церковные историки, изучая древне памятники, летописи, служебные книги, делают вывод, что этой связке этого дня с Куликовской битвой не более чем два с половиной столетия. На самом деле изначально этот день, во-первых, существовал и прежде самой Куликовской битвы, во-вторых, существует и в других поместных церквях - в болгарской, в сербской, в частности, православных церквях. И возникновение этого поминального дня, скорее, связано с тем, что в целом ещё в языческом обществе культ усопших предков требовал определённых действий, языческих, суеверных, как весной, так и осенью, и потому, как это часто бывало в Церкви, обычаи языческие освящались через христианское осмысление. И тогда, когда люди всё равно устремлялись вспоминать своих усопших, Церковь предлагала им молитву за них. 

Ну а Димитриевская суббота, конечно, не из-за Димитрия Донского, а из-за того, что привязывалась к дню памяти святого мученика Димитрия Солунского и совершалась в субботу перед ним, там есть целая система, как этот день вычисляется. Но по крайней мере сейчас мы видим в церковном календаре упоминание Куликовской битвы, но ему столетия два, что для Церкви немного. 

Тем не менее, мы, конечно же, приходим, поскольку мы уже прочитали про Куликовскую битву, у нас возникают определённые ассоциации с воинами, положившими жизнь свою за веру и Отечество в самые разные периоды нашей отечественной истории. И поскольку и сейчас, к сожалению, огромное количество людей погибает на этой войне, которая сейчас происходит, все мы это знаем, поэтому и для нашей с вами современности это осмысление молитвы за усопших воинов тоже, конечно же, очень важно. 

Здесь важно, конечно, понимать: усопшие нуждаются в нашей молитве, им нужна наша молитвенная поддержка гораздо в большей степени, чем что бы то ни было ещё. Им не нужно ни красивых речей, ни памятников, ни надгробий, ни каких-то поминальных трапез - всё это хорошо и правильно, но только второстепенно по отношению к молитве за наших усопших. И воинов это также касается. Сейчас, к сожалению, можно услышать такие изречения, причём даже, к сожалению, с церковных амвонов, в таком духе, что мол, если воин погиб на поле брани, то он уже сразу же автоматически оказался в раю. Церковь никогда так не учила. Церковь всегда молилась обо всех усопших, вне зависимости от содержания их жизни - она всё равно молилась о них как о грешниках и никогда не присваивала себе право кому-то уже здесь на земле присуждать Царство Небесное - равно как, собственно говоря, и в ад кого-то отправлять. Церковь всегда говорила о том, что Суд Божий будет обо всех людях, и мы лишь только можем на что-то надеяться с большей или с меньшей силой, но говорить о том, что кто-то, так или иначе проведя свою жизнь, уж точно совершенно может быть удостоен Царствия Небесного, - это очень самонадеянно. Об этом даже святые угодники Божьи, которые всю свою жизнь посвящали молитве и посту, и то на смертном одре говорили: "О том, что такое Суд Божий, я всё равно не знаю, суд человеческий обо мне может какого-то мнения хорошего, а что обо мне Бог скажет, не могу сказать". Это говорили те, которые всем житием своим просияли. 

А что касается человека, находящегося на войне, то тут нужно понимать, что, конечно же, всякий солдат на войне сталкивается с тем, что он совершает смертный грех - по крайней мере, всякий может столкнуться, -  смертный грех убийства. И Церковь говорит лишь о том, что это убийство, совершённое на войне, не является однозначным поводом для того, чтобы человека считать недостойным Царствия Небесного, как это случается, в общем-то, наверно и в любой другой ситуации. Если человек ради грабежа или насилия над кем-то совершает убийство - с этим грехом-то всё понятно, ничего про это событие сказать нельзя. А вот когда человек идёт на войну, то тут существует очень важный мотив: от того, что человек может полагать сам свою душу, может сам отдавать свою жизнь за ближних своих. И Господь действительно сказал, что нет больше той любви, когда кто положит душу свою за ближних своих. Но конечно же, как в действительности каждый конкретно умирает человек на войне - мы знать не можем, потому что какой мотив у того или иного человека, который находится на войне, стреляет на войне и погибает на войне - мы тоже знать не можем до конца. Для кого-то это, может быть, желание защитить ближнего, для кого-то это какие-то другие мотивы, связанные с утверждением себя в обществе, с карьерой, с деньгами - с чем угодно это может быть, и, конечно, говорить, что все-все-все, кто на войне погибнут, прямо все они отдельной ротой в Царствие Небесное предстанут - это, конечно, очень самонадеянно. 

Это я говорю не к тому, чтобы принизить подвиг тех, кто погибали на войне и погибают до сих пор, а к тому, что эти люди очень сильно нуждаются в наших молитвах, ничуть не меньше, чем все те, кто умерли здесь в мирной жизни. Они нуждаются в наших молитвах, и потому вот эти представления о том, что кто на войне погиб, тот сразу в рай, - они могут быть вредны для этих людей именно потому, что мы можем расслабиться и перестать взывать к Господу, прося прощения грехов усопших. 

Но что же такое есть, собственно говоря, молитва за усопших? Молитва за усопших является одним из частных случаев того, когда мы молимся о наших ближних. Потому что у Бога нет мёртвых - мы знаем, об этом Господь Иисус Христос Сам сказал, потому по сути своей, наша молитва о ближних - в любом случае, о живых ли мы молимся или об умерших - она носит характер проявления нашей к ним братской или сестринской любви. И по настоящему молитва о наших ближних должна совершаться таким образом, что мы взираем на этого человека, видим его состояние так, как нам дано его видеть: видим светлые стороны его жизни, видим тёмные и как бы вмещаем в себя, в своё сердце этого человека. И как будто от его имени сами о себе молимся, просим о помиловании этого человека. Вот таким образом совершается эта христианская любовь. Старец Паисий Святогорец говорил о том, что настоящая молитва о ближних совершается тогда, когда чужая боль делается своей болью. И поэтому, конечно же, когда мы молимся об усопших, здесь это состояние в особенности важно, потому что человек уже сам не в состоянии ответить тебе те же самым. Он не может тебе описать, какая именно боль и в каком именно состоянии он находится там, у Господа, или, наоборот, милосердием и правосудием Божием отвергнутый. Эта вся ситуация в любом случае должна вмещаться в наше сердце. Поэтому мы непременно должны молиться Богу об усопших сродниках, молиться именно таким горячим образом. 

Причём важное значение имеет церковное поминовение, потому что на литургии мы молимся все вместе,  возносит молитву о всяком усопшем, о котором просит человек помолиться, священник у престола, и возносит он её, вынимая частицу из просфоры, в дальнейшем эта частица кладётся на дискос и делается Телом и Кровью Христовой. Таким образом, мы молитвенно, таинственно соединяем человека с Телом и Кровью Христовой, с Церковью Христовой. Это всё действительно важно. Но в то же самое время, конечно же, не будем переоценивать священников, диаконов, чтецов, которые поминают ваши записки. Нужно конечно же, понимать, что когда ты молишься о своих ближних, которых у тебя в памяти, предположим, десятка четыре или пять - это одно дело, когда ты поминаешь записки, которых перед тобой лежит сотни три, и в каждой по 10-15 имён - то, понятное дело, вот так вот молиться, как я вам объяснял, чтобы чужая боль делалась своей, - это священник должен быть небожителем, чтобы так вот молиться. Такие пастыри есть. Я читал, например, про священников, которые действительно святой жизни, они говорили о том, что поминая усопших, перед ними предстаёт их лик, и о каждом они молятся. Это действительно великое дело, когда есть такие пастыри, но на самом деле, когда священник просто берёт и вынимает частицу, говорит: "Помяни, Господи, помяни, Господи, помяни, Господи" - это всё, что делает священник, это его обязанность. Но таковых, которые могли бы боль о ваших ближних вмещать в свои сердца и переносить их как свою боль - таковых пастырей у нас единицы, может быть, есть в Церкви. Я себя к таковым точно не причислю. 

Потому это к чему я вам говорю, дорогие братья и сёстры. Нельзя переоценивать просьбы о молитве в Церкви, они, с одной стороны, важны - недооценивать их тоже не нужно, - но переоценивать их тоже не стоит, потому что никто так не помолится о ваших ближних, как это сделаете вы сами. Вот если в вашем сердце есть вот это желание соединиться, молитвенно предстать пред Богом, как бы вмещая в своё сердце тех или иных людей, которых мы уже видеть среди живых не можем, - вот эта молитва действительно горячая, и трепетная, и праведная молитва. И доступная каждому из нас. Поэтому, дорогие, совершая церковное поминовение, не будем расслабляться по поводу своей собственной личной молитвы. Она ни в коей мере не заменяет, одно другое не замещает: и одно нужно делать, и другое не оставлять.

Ну и уж кстати, если мы тут сказали о том, какова может быть молитва об усопших. Конечно же, нужно помнить и ещё об одной разновидности поминовения усопших, которую Церковь проповедует с незапамятных времён, а именно милостыня. Господь милостив к тем, кто совершает милость, и тогда, даже когда мы не имеем возможности по каким-то причинам, вот не хватает наших душевных сил молиться по-настоящему горячо, мы можем подавать милостыню. Причём эта милостыня не обязательно означает, что мы видим нищего у церковных ворот и достаём ему три рубля. Самая-то ценная милостыня - это тогда, когда действительно мы сердце своё умилостивили. Когда мы оглянулись вокруг и вдруг заметили, что рядом с нами есть человек, который очень нуждается в том, чтобы мы пришли и его как-то поддержали - куском ли хлеба, или денежной суммой, или добрым словом, или какой-то помощью ему в его жизни. Это всё и является как раз сделанное, без всякого объявления пред Господом ради памяти того или другого человека - это всё тоже имеет большое значение, потому что является проявлением деятельной любви нашей к ближним, которую мы воплощаем не только какими-то намерениями, но и самыми  действиями. Господь, безусловно, призирает такие вещи и даёт нашим усопшим облегчение и прощение их грехов.

Вот такие мысли, дорогие братья и сёстры, есть у меня в отношении Димитриевской родительской субботы. Прошу вас, дорогие, не будем оставлять и ослабевать в молитвах о наших усопших, потому что никто, кроме нас, о них не помолится. И самое-то ещё для нас может быть утешительное, что если будем мы молиться об усопших, то Господь непременно Свей неизреченной милостью устроит так, что и среди других людей найдётся молитвенник и о нас. А нам это, быть может, тоже когда-то очень даже потребуется. Когда лишимся мы всего, так скажем, материального, всего, на что привыкли опираться, - вот тут-то нам молитвы чьи-то очень понадобятся, и мы знать сейчас не знаем, кто именно за нас тогда горячо хорошенько помолится. Господь устроит это, если сами молиться будем. Аминь. 

Аудио