Нам не должно стесняться обращаться ко Господу

Проповедь иерея Максима Крупцова 10 сентября 2023 г., в день памяти преподобного И́ова Почаевского, игумена (Обретение мощей 1659).

Сегодня в Евангелии слышали притчу. Господь говорит о том, чему уподобится Царствие Божие - человеку-царю, который сотворил брак сыну своему и отправил своих рабов, чтобы позвать гостей на праздник сына. И кто-то отказался, кто-то был занят, не пошёл, кто-то воспринял это как какое-то докучание, и в раздражении, в озлоблении даже убил посланников царя, и царь был разгневан и побил тех людей, которые убили его посланников, его рабов. Далее царь приказывает собрать всех людей с дорог, с улиц - злых и добрых, тех, кого встретят его посланники - всех позвать на праздник. И вот дальше эта ситуация так раскрывается: царь, придя на брак, когда уже пришли гости, видит, что один человек находится в одежде не брачной, то есть, как-то не подготовился к празднику, как-то с небрежением, без должного уважения отнёсся к тому, что был позван на брак. Возможно, что была у него такая иллюзия: раз господин уже позвал всех, кто есть, то уже позволительно нам всё, царь сам заложник этих обстоятельств, что никто к нему не пришёл, поэтому мы придём такими, какие мы есть, пусть он нас примет. Мы ещё сделаем одолжение, что придём к нему на праздник.

Вот этот человек, который сделал это одолжение, пришёл на брак к царю, встречает такие слова царя и господина: "Друже, а ты почему не в одежде брачной?" И этот человек молчит, он отвечает своим молчанием, игнорированием. Почему он молчит, Господь не говорит нам: испугался ли он и язык свой проглотил, или просто его застали врасплох, обескуражен этим вопросом, или же решил отмолчаться: как-то само пройдёт, царь-то добрый и такой вот слабый, вынужден был нас позвать, пусть теперь терпит такого, какой я есть. Но царь приказывает своим помощникам, чтобы те связали его руки и ноги и выкинули его прочь.

И вот что поучительно нам из этой притчи, из этой ситуации, из этого диалога царя и этого гостя небрежного. Возможно, он был нищ, и у него не было другой одежды. Возможно, но он не сказал об этом ничего. Он не сказал: "Господи, прости, Господи, прими меня такого, какой я есть, я каюсь. Господи, помоги мне, у меня нет такой одежды. Может быть, кто-то из твоих слуг, твоих помощников поделится, я тогда буду должным образом выглядеть на твоём празднике, не осквернять его, не портить".

Но этот человек промолчал. И нам в этой ситуации, видя её, зная Евангелие, важно задуматься о том, то если человек не молится, если человек не обращается ко Господу, если он молчаливо игнорирует или имеет какое-то представление о Боге пугливое, если он замирает, но не просит помощи у Господа, если человек, может быть, своими силами думает решить все свои проблемы и добыть себе одеяние праздничное и пропитание насущное, если человек живёт без Бога, то он будет выдворен. Нам очень важно приносить своё покаяние, если мы действительно в одежде небрачной, если мы выглядим духовно неопрятно и непразднично, неочищенно, то нам должно не стесняться, не бояться обращаться ко Господу, чтобы Он нас очистил, украсил, принял, исцелил и простил.

Будем же мы продолжать наше делание духовное. Если где и когда наша одежда, наше духовное состояние является небрачным, оскверненным или потрёпанным, недолжным и грязным, будем же каяться в этом, будем просить Божьей помощи и уповать на Его милость. Ведь мы знаем из всего евангельского контекста, что Господь никого не хочет выдворять, никого не хочет предавать суду. Господь пришёл в этот мир для того, чтобы спасти грешников, но от грешников требуется, чтобы они хотя бы рот открыли, хотя бы лоб перекрестили, хотя бы свой взор мысленный обратили ко Господу, чтобы начали жить с Богом в Его доме и пребывать на Его вечном браке в Царствии Божием. Аминь!
 

Аудио