Христос постепенно приоткрывает людям Своё божество
Проповедь иерея Михаила Легеева 19 августа 2024 г., в день празднования Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Дорогие братья и сёстры, поздравляю всех с праздником Преображения Христова! Это один из величайших наших двунадесятых праздников. Но, как мы знаем, каждый из праздников, каждое из событий, которые мы вспоминаем священных, имеет для нас смысл, имеющий отношение самое непосредственное к нашей сегодняшней христианской жизни.
Какой же смысл имеет праздник Преображения Христова? Канва событий этого праздника нам всем известна. Господь вместе с тремя ближайшими учениками - апостолами Петром, Иоанном и Иаковом - восходит на гору Фавор, или по другой транскрипции Тавор. Хотя в Священном Писании не упоминается название этой горы, но предание сохранило нам это наименование. И Господу являются пророки Моисей и Илия, и, как говорится, лицо Его просияло ярче солнца, а одежды стали белее снега. И апостолы были так поражены этим событием, что апостол Пётр не нашел ничего лучшего, как сказать Господу: "Давай мы сотворим здесь три кущи - Тебе, Моисею и Илие, и хорошо нам здесь быть".
При воспоминании этого события вспоминается и другое событие, произошедшее намного ранее, но типологически, в определённом смысле, связанное с ним. Это восхождение Моисея на гору Синай. И вот, если мы сравним эти два события, мы увидим очень интересные параллели, а точнее, увидим определённую противопоставленность этих событий. Моисей восходит во мрак. Бог являет ему Себя в образе мрака, тьмы, божественной тьмы. А Господь сияет светом, который ярче солнца. Восхождение Моисея на гору Синай происходит с трудами, сама эта гора достаточно неприступная, голая, пустынная и так далее. Гора же Фавор, как мы знаем, ровная, плодоносная, покрытая растительностью и являет нам совершенно иной, можно сказать, даже противоположный образ. И эти образы заключают для нас определённый смысл. Моисей — человек, а Господь — Бог, и Моисей, как бы близко ни пытался приблизиться к Богу, всё равно Бог остается для него недосягаемым.
Тьма — это не сам Бог. Это то состояние, в котором пребывает Моисей даже на вершинах богопознания. Но Господь Иисус Христос, Который есть и Бог, и Человек, показывает нам сияние Божественного Света. Показывает то, какой Бог есть на самом деле, в Себе самом, говоря словами отца Софрония Сахарова. Это событие почти мимолётно на протяжении священной истории общественного служения самого Христа Спасителя. Святые отцы говорят о том, что Христос, всегда будучи Богом и Человеком, тем не менее, постепенно приоткрывает нам, и даже апостолам, всем людям, свое Божество.
До своей смерти и Воскресения Он пребывает в состоянии, как говорят богословы, непрославленности своего Тела, неявленности своего Божества, неочевидности его для всех. Не потому, что сам Господь был не готов к этому, не потому, что это было связано как-то с Ним самим, а потому, что это было связано с нами, с людьми, люди были не готовы к этому. Буквально за несколько дней до Преображения Господь обращается к своим ученикам и спрашивает: "За кого вы Меня считаете?" И апостол Пётр от лица всех учеников отвечает: «Ты - Христос». Он исповедует Его как Бога, о чём не знали другие люди, но уже это было видно Его ученикам. И после этих слов Господь и открывает Себя на горе Преображения как Бога, потому что, как скажут святые отцы - святой преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григория Палама и другие святые отцы, вот этот божественный, вот этот фаворский свет, исходивший от Христа на горе Преображения, был светом самого Божества, был явлением, проявлением энергии, действием самого Бога. Или, другими словами, этот свет был нетварен.
Мы по-разному в своей христианской жизни воспринимаем Бога. Иногда мы долго даже и молимся, как молился преподобный Силуан Афонский, а Бог не является нам по какому-то Своему промыслу до поры до времени, а иногда является нам. И благодать Божия по-разному касается нас. Так вот фаворский свет - это то явление благодати, которое настолько затрагивает нашу природу, настолько пронизывает нашу природу, состоящую из духа, души и тела, что будучи нетварной самой по себе, благодать становится светом и видится даже нашим земным зрением, не говоря о зрении духовном.
И вот это явление Преображения Христа Своим ученикам, даже избранным Своим ученикам, не всем людям, становится образом того, что должно явиться впоследствии в Церкви Христовой. Вся Церковь, которая ещё тогда не родилась, Святой Дух не сошёл на апостолов, но уже предчувствовалось это рождение, предызображалось. Церковь будет всецелой носительницей благодати Христовой, вот этого нетварного света. И преподобный Симеон Новый Богослов прямо скажет, что если каждый член Церкви Христовой не почувствует явственно благодать в своей земной жизни, то он не сможет получить спасение уже в жизни загробной. И точно так же в предызображении нашей жизни Христос Спаситель в Своей земной жизни, в которой Он показывает нам путь и даёт нам образец этого пути и источник этого пути.
Вот в этой череде событий самоуничижения, кенозиса, сокрытия Своего Божества яркой такой этой вспышкой даёт нам видение того, что ждёт Церковь после Его смерти и воскресения. И вот в этом событии Преображения содержится и троическая символика, и прямой отсыл к Святой Троице. Почему? Потому что действие Божие, вот этот фаворский свет, - это не есть проявление одного Христа, это есть действие Бога, всей Святой Троицы: Отца, и Сына и Святого Духа. И мы видим, что на горе Преображения является облако, можно сказать, Сам Святой Дух под образом этого облака. И слышится голос Отца, подобно тому, как было при крещении Христовом, говорящий: "Се есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте". И сами пророки Божии, Моисей и Илия, явившиеся здесь со Христом, вместе с ним так же изображают Святую Троицу.
Сам Господь говорит в другое время: "Где двое или трое соберутся во имя Моё, там и Я посреди них". Этим самым он предызображает Церковь Христову, но эти слова содержат в себе также троическую символику, потому что двое — это Отец Бог и Сын, рождающийся от Отца, а трое — это вся полнота Святой Троицы вместе со Святым Духом, который запечатлевает эту полноту.
И вот эта троичность самого Бога призвана отразиться в нашей уже жизни, в жизни Церкви. И апостолов же тоже троих берёт с собой Христос на гору Преображения: Петра, Иаокова и Иоанна. И здесь тоже, вот в этой группе апостолов избранных, тоже предызображается Церковь в её вот этом троическом аспекте, если можно так выразиться.
Дай же, Господи, чтобы свет Преображения был для нас не только лишь историческим событием, которое мы вспоминаем, но чтобы он явственно проникал и в наши сердца, умы, и не только умы, но и тела, можно сказать даже так, да? На чём, опять же, настаивает святитель Григорий Палама, который более кого-либо из святых отцов богословствовал о фаворском свете, потому что человек призван всей полнотой своей природы соединиться со Христом и изобразить в себе образ Святой Троицы через жизнь в Церкви. Дай Бог, чтобы это совершилось со всеми нами, постепенно, понемногу, шаг за шагом, чтобы преображение становилось реальностью нашей жизни. Аминь!