Никого Господь не иссушал, но в Евангелии есть чёткое предупреждение

Проповедь иерея Максима Крупцова 7 августа 2023 г., в праздник  Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Хочу напомнить сегодняшнее Евангелие. О том, что Господь, возвращаясь во град, взалкал, то есть был голоден, увидел смоковницу едину при пути, пришёл к ней: "и ничто́же обрѣ́те на не́й, то́кмо ли́­ст­вiе еди́но, и глаго́ла е́й: да николи́же от­ тебе́ плода́ бу́детъ во вѣ́ки. И а́бiе и́зсше смоко́вница. И ви́дѣв­ше ученицы́ диви́шася, глаго́люще: ка́ко а́бiе и́зсше смоко́вница?" 

Как часто мы тоже задаёмся вопросом: "Как то или иное произошло? Как так может быть, почему?" в нашей жизни. Это свойственно нам, людям, и апостолы, ученики Христа, ещё до Воскресения и до Вознесения Господня, до того времени, когда Господь ниспослал им благодать Духа Святаго и просветил их человеческий разум, мыслили так же, как и мы. Жили в другую эпоху, немножко были другие условия, но спрашивали: "Как так?" Господь им говорит: "Если будет у вас веры хоть немножко, то будете и горы передвигать". Все дивились этому. Но в истории Церкви знаем ли мы таких людей, кто горы передвигал? Так вот молился, и всё по его молитве происходило, прямо буквально, вот как Господь сказал? Мы хотим верить в какую-то волшебную сказку, поэтому, собственно, интересуемся иногда именно сказками, или гоняемся за какими-то знамениями, чудесами, фокусами. 

Но в чём суть была того события? Почему в Евангелии оно отражено? Мы иногда представляем Господа каким-то добрячком, таким всепрощающим, всех утешающим, который нас приласкает, обережёт, спрячет. Мы будем молиться, и Он даст нам, а мы молимся - и Он не даёт. Наверное, неправильно молимся, надо как-то правильно молиться, надо как-то веру в себе напрячь. Наверное, веры нет, не верю в себя, что буду молиться, и гора будет двигаться, вот не могу в себя так поверить. Чтобы двигать горы, нужно стать специалистом - горным инженером, и целое предприятие открыть горнодобывающее. Вот эти люди двигают горы, да, действительно. Нету в этом никакого чуда. А может быть, чудо как раз есть вера в себя, в то, что нужно что-то начать делать, трудиться, чтобы горы двигать. 

Но вернёмся к смоковнице. Господь здесь не был таким вот добрячком, как мы себе представляем, таким ласковым, нежным: вот смоковница бедная, вот она плода не принесла, а Он вместо того, чтобы наградить её этими плодами, Он её вообще просто иссушил. В этом мне видится забота Христа о других людях. Ведь эта смоковница искушала, она обманула Христа. Он видел, что это дерево смоковничное, на нём в это время года, видимо, должны были быть уже плоды. Господь потратил несколько усилий и времени, чтобы подойти к ней. А забота Господня  была здесь о людях других, что другие будут обманываться, расстраиваться, тратить силы, придя к ней и не имея ничего более, может быть, вкусить, рассчитывая на неё, впадут в какое-то уныние, расстройство или раздражение. 

И вот как это к нам может относиться? Совершенно буквально и прямо, если мы будем искушать людей своим облачением, своим внешним образом жизни. И люди, приближаясь к нам, думая, что мы христиане, что мы имеем плоды и благодать Духа Святаго, что мы имеем плод духовный, по слову апостола: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание - если не будет этих плодов, люди будут сильно расстраиваться, обжигаться об нас, или встречать, наоборот, наш холод, нашу агрессию или наше безразличие, или нашу глупость, тупость, чёрствость, упрямство. И возможно, что Господь иссушит и нас - лично каждого, и наш род , и нашу планету, если мы не будем действительно жить во Христе, если будем постоянно искать методички "Как же двигать горы". 

Да никто горы никогда не двигал и не будет двигать горы, только если приложив к этому усилия, умения и, может быть, действительно дар Божий, чтобы что-то придумать, изобрести. И учёный на своё месте должен мыслить: "Какое благо я принесу человечеству". И священник должен думать: "Действительно ли люди придут ко Христу, или ко мне лично с записочками". И руководители на местах, чиновники - работают ли только для своей семьи, или подумают о семьях других людей. Во всём, если не будет плода в каждом из нас, есть большой риск и конкретная возможность быть иссушенным. Конечно, может, кто-то скажет: "А мне всё равно, иссушит и иссушит, всё равно когда-то помирать", но в общем-то, Господь оставляет нам выбор. 

Мы свободны в этом, и только по любви к людям, по любви ко Христу, по некоей заинтересованности, может быть, по любопытству, по какому-то импульсу, стремлению своему, по жажде жизни, по любви к жизни, по интересу к жизни, к людям, по богопознанию мы будем давать плод - каждый в своё время. Если Господь увидит, что мы перспективны, что мы можем быть плодотворны, он нас потерпит, и мы будем пребывать в Его любви. Да мы всегда в Его любви, и Он всегда нас терпит и ждёт. И никого Он не иссушал, мы знаем в Евангелии, что никого Он так не наказывал. Он всех прощал, исцелял к Нему приходящих, грешниц поддерживал. Не переживайте, все не без греха. Идите с миром и больше не творите то, что было раньше. Никого Господь не иссушал, но в Евангелии мы видим чёткое, ясное и понятное предупреждение, поэтому нам стоит не искушать Бога, не проверять это. Луше всё-таки стремиться к тому, чтобы удобрить свою почву и не только листики показать, не только цветочки и фантики какие-то, а действительно дать плод: покормить, быть полезным. Аминь. 

Аудио