Покаяние - дело всей нашей жизни, с исповеди только начинается

Проповедь иерея Максима Крупцова 28 декабря 2023 г., в день памяти преподобного Трифона Печенгского, Кольского, просветителя лопарей; Собор Кольских святых.

Сегодняшний день - память кольских святых, это сейчас территория Мурманской области. Там подвизались такие подвижники, как преподобный Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский. Преподобный Варлаам Керетский известен по его житию, по тем материалам, которые были собраны, по жизнеописанию его жизненного пути, его служения - повествует о его трагической судьбе, трагической судьбе его семьи. Хочется в этот день вспомнить этого очень необычного святого. Он был иереем, жил в районе города Колы, это пригород Мурманска, и был такой энергичный священнослужитель, яркий проповедник, ревностный служитель и молитвенник. И дерзнул заниматься экзорцизмом, в его семью, возможно с попущения Божьего, искушением дьявольским пришла такая беда: он по неосторожности убил свою супругу, свою матушку, занимаясь изгнанием бесов - вот дьявол ему так отомстил.

Воспоминания, история и легенды в народе говорят разное, почему это произошло. Одна из версий, что бес искусил каким-то образом, что его матушка стала бесноватой, и отец Варлаам пытался как-то остановить это действие, начал чин отчитки над ней и как-то во время этого священнодействия, возможно, или ударил её, или она упала - травма была несовместима с жизнью, как говорят. И далее, он большую часть своей жизни нёс это покаяние в своём сердце, в своём сознании эту беду, эту трагедию, этот свой грех, эту свою ответственность.

Вот иногда люди нецерковные, люди нерелигиозные предъявляют такую претензию, или приходит мнение: вот, у вас в христианстве так просто, всю жизнь можно там творить что угодно, и перед смертью покаялся, поисповедовался, и тебе всё прощается, и ты в Царствии Божием - как-то легко вы хотите отделаться. Можете ничего доброго не делать всю жизнь, и любого преступника, что бы он ни творил, Господь якобы принимает - его покаяние, его исповедь. А люди, которые не верят во Христа и всю жизнь стараются жить благочестиво, правильно, ответственно - они попадают в ад. Но это всё такие обывательские народные мнения, мы не знаем на самом деле, кого Господь наказывает, кого милует. Это от нас закрыто, мы должны думать о себе, мы должны быть авторами своей жизни и несём ответственность только за свою жизнь. Всем нам Бог судья.

И Варлаам Керетский - это пример того, как человек, что бы ни произошло в его жизни, может преобразиться во Христе может через свой покаянный труд, через свою искренность преобразиться, ещё живя в теле. И преподобный Варлаам не просто назван преподобным, он действительно был молитвенником земли Кольской, он действительно даже стал таким Николаем Чудотворцем для северных мореплавателей. И были уже после его кончины явления морякам, об этом свидетельства остались в истории, в памяти народа, в истории Церкви.

Нет у нас такого, чтобы пришёл, покаялся, поисповедовался и всё - Господь тебя простил, и ты расслабился. Покаяние - это дело всей нашей жизни, и мы его с исповеди только начинаем. Может быть, начинаем каждый раз, когда приходим на исповедь. Каждый день, каждую неделю, каждый праздник - кто как часто приходит к Причастию, кто как часто приходит к исповеди. Или же в течение своей жизни ещё не придя таинству исповеди, осознаёт свои ошибки, свои преступления против Бога, против людей, против себя, против своих близких, и снова и снова начинает это покаяние. Мы падаем, встаём и идём дальше за Христом. Вляпаемся во что-то, чистимся, встаём и идём дальше. Так устроена жизнь. Призваны к тому, чтобы вставать и идти за Христом.

Никто нам не говорит, что достаточно просто сказать о своих ошибках - и ты уже в Царствии Божием. Может быть даже, если б это было так, то человеку грешному, человеку злому, человеку лукавому просто невыносима правда Божия, человеку непереносим будет свет Христов, свет истины. И мы ещё здесь, при жизни, живя в теле, живя на земле, должны привыкать к свету Христову, который попаляет грехи. И от грехов мы должны освобождаться, очищаться, должны исцеляться. Мы знаем, что церковь есть лечебница духовная. Здесь мы приходим не просто провести своё время, здесь приходим не просто, чтобы воздать поклонение Богу, приходим сюда не просто со страхом и трепетом или с каким-то личным интересом чтобы что-то вымолить, чтобы как-то жизнь наша была получше, полегче. Мы приходим сюда именно в духовную лечебницу, мы должны помнить это, каждый из нас - от первого иерарха до рядового прихожанина, мы все здесь находимся на божественно-духовной терапии. Здесь мы проходим свой путь покаянный, который ведёт нас в радость духовную, в радость вечную. Покаяние - это не есть постоянный плач и сокрушение, какие-то слёзы, сопли, признание своей немощи, - покаяние это то, что нас освобождает, что снимает груз грехов, груз ошибок и восполняет нас силой Божией, силой благодати, которая нам преподаётся в том числе и в таинствах церковных: в таинстве причастия, в таинстве соборования, в таинстве покаяния.

Преподобный Варлаам Керетский - это тот человек, который преодолел это земное духовное притяжение, Тот, кто сокрушался, тот, кто преобразился, тот, кого Господь наделил силой благодати и способностью помогать другим людям. И мы с вами, как бы мы ни были немощны - духовно немощны, телесно, какой бы у нас ни был, может быть, тяжёлый характер, какие-то свои особенности, какая-то своя придурь - мы не должны отчаиваться, мы должны верить, понимать, усвоить себе, что Господь восполняет все наши недостатки. Мы силой Божией можем делать что-то доброе. Поэтому будем открыты для Христа, чтобы Он нас исцелял, Он нас восполнял, Он давал нам силы жить и силы творить благое. Аминь.

Аудио