Православное христианство - ответ на вопросы, которые Господь ставит перед нами сегодня

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 18 июля 2023 г., в день памяти преподобного Се́ргия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (обретение мощей 1422), преподобномученицы великой княгини Елисаветы и преподобномученицы инокини Варва́ры (Яковлевой) (1918).

В сегодняшний день Святая Церковь празднует обретение мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Этот святой послужил началом совершенно новой вехи в истории русской Церкви - вехи внимания и любви к иноческому общежительному устройству. И от стен его монастыря, словно птицы из гнезда, разлетались один за другим угодники Божьи в различные части нашей Отчизны, устраивая то там, то здесь различные монастыри, и таким образом, действительно, преподобного Сергия Радонежского можно назвать святым всея России чудотворцем.

Память святого Сергия Радонежского всегда нашим народом вспоминалась с любовью, и в лавру к нему ходили на молитвенное поклонение люди в течение всех этих столетий. Именем его нарекали младенцев, в том числе и в императорском доме. Известно, что генерал-губернатором Москвы в конце девятнадцатого - начале двадцатого века был великий князь Сергей Александрович Романов, а его супругой стала немецкая принцесса, принявшая в православии имя Елисавета. Совершенно замечательная эта семья, которая многим подавала пример и умиляла, была разрушена рукою террориста, который бросил бомбу под ноги великого князя Сергея Александровича.

И Елисавета, овдовев, восприняла на себя совершенно удивительный образ жития. Во-первых, она показала пример прощения, хотя её можно было бы вполне понять: её любимого супруга, того человека, ради которого она оставила свою родину и весь привычный образ своей жизни, приехала сюда, в Россию, обрела совершенно новую жизнь - этот человек был убит. И злоба, желание как-то воздать этому человеку по справедливости были бы вполне понятны. Но она простила этого террориста и ходила к нему в тюрьму, и самой главной целью её было то, чтобы этот человек не имел в своей душе злобы, чтобы душа его не погибла для жизни вечной. Известно, что террорист этот не принял её великодушие, видимо, совершенно сатанинская гордость поселилась уже в сердце его, а пример ангельского смирения великой княгини Елисаветы не сломил этого духа гордости.

Сама Елисавета посвятила всю свою дальнейшую жизнь помощи болящим, страждущим, была устроительницей Московской Марфо-Мариинской обители, в которой подвизались уже не просто монахини, но именно сёстры милосердия - женщины, девушки, взявшие на себя подвиг служить больным и немощным. И в особенности, конечно, эта обитель просияла в годы Первой Мировой войны, когда впервые, пожалуй, с таким количеством раненых и убитых столкнулся наш народ. Потому что тот технический прогресс, который в ХХ веке уже вполне накрыл всю Европу, и нашу страну в том числе, имел свои издержки в виду того, что в искусстве убивать людей, убивать себе подобных, врагов по другую сторону поля боя, эта техника тоже помогала в несравненно большем количестве. Поэтому, конечно, Первая Мировая война принесла огромное количество увечных, больных, раненых, и уход за ними уже никак не мог быть делом лишь одних отдельно взятых семей, но должен был быть уже делом общественным. И вот именно эту линию, это веяние времени в делах милосердия уловила святая Елисавета, и устроив Марфо-Маринскую обитель огромному количеству людей оказалась помощью, поддержкой и утешением.

Её доблестный подвиг не послужил оправданием перед новой властью, установившейся после революции. Она претерпела мученический венец, была зверски убита на следующий день после императорской семьи и в день тезоименитства своего приснопамятного супруга. Там они у Господа, я думаю, и встретились в христианской радости, и таким образом их брак обрёл измерение вечности при устремлённости ко Господу Иисусу Христу.

Вот такой пример нам дают святые сегодняшнего дня. Каждый из них в своём времени сделался человеком, открывшим определённое направление, нужное Церкви именно в тот момент: во времена Сергия Радонежского Церкви нужны были аскеты, подвижники, монахи, от его обители разлетелись они в разные части нашего Отечества. Во времена святой Елизаветы нужны были врачующие и утешающие руки. И они не ориентировались на какие-то образцы ушедшей седой древности, но видели, чего именно Господь ждёт от них в сию, выпавшую именно им годину их жизни. Так же и нам надо взять с них пример, потому что каждое время даёт свои вызовы, и Господь, безусловно, перед нами тоже ставит свои образцы святости. И я не буду вам провещевать и пророчествовать, какие, на мой взгляд, образцы святости даются в современной жизни - это пускай каждый из вас в глубине сердца своего ответит, но только вопросы эти, конечно, нужно задавать. Не должно православие превращаться в какое-то собрание старины, где интересно только то, что было когда-то давным-давно. Православное христианство - есть ответ на те вопросы, в том числе вопросы духовной и общественной жизни, которые Господь ставит перед нами сегодня. И желаю нам всем иметь сердце чуткое, сердце трепетное, чтобы и уловить эти веяния, и иметь мужество иметь на них достойный христианской жизни ответ. Аминь!

Аудио