С Богом рай и в шалаше, если Бог у тебя в душе

Проповедь иерея Михаила Журавлева 29 мая 2024 г., в празднование Преполовения Пятидесятницы.

Сегодня, братья и сестры, Преполовение Пятидесятницы. Это церковный праздник, который исторически отмечается в Церкви. Он возник давно, уже в пятом-четвёртом веке уже этот праздник существовал. Этот праздник называется Преполовением Пятидесятницы, то есть говорит о том, что это половина, середина во временном отрезке между двумя главными праздниками Церкви - Пасхой и Пятидесятницей. Этот праздник переходящий, он не имеет конкретной даты в календаре, и он всегда зависит от даты празднования Пасхи. Но всегда он празднуется в среду четвёртой недели по Пасхе.

И вот основной идеей этого праздника, мотив его заключается с сегодняшнем Евангелии, которое говорит нам о том, что Христос в Преполовение Пятидесятницы - правда, Пятидесятницы не Новозаветной, а Ветхозаветной - пришёл в храм на праздник кущей, в иерусалимский храм, и там произнёс свою речь, в которой Он говорил: "Моё учение - не Моё, но пославшего Меня, и кто хочет творить волю Его, тот познает это учение и познает, от Себя ли Я говорю, или исполняю волю пославшего Меня Отца". И вот, как мы знаем, у евреев были многие религиозные праздники, но основные были три праздника: это Пасха (Песах), потом был праздник Пятидесятницы - Шавуот, и вот праздник кущей - Суккот.

И вот этот праздник кущей всегда праздновался после того, как собирался урожай ячменя, и народ еврейский целую неделю жил в кущах, то есть шалашах. Это напоминало евреям о том, что народ еврейский после того, как Господь их вывел из рабства египетского, они сорок лет ходили по пустыне, и не было у них стационарного жилища, они жили в палатках - в кущах. И Бог их питал, Бог о них заботился, и это всегда напоминало о том, чтобы они твёрдо уповали на Бога. Потому что, как мы знаем из Священного Писания, что народ был большой, одних только мужчин было шестьсот тысяч, не считая женщин и детей, то есть тот стан еврейский, который вышел из Египта, насчитывал несколько миллионов человек. И вот эти вот миллионы людей ходили по пустыне, и Господь их питал, они не работали, они не сеяли, не пасли скота, а Господь их питал, и жили они в кущах. И вот в этих шалашах они жили с Богом, как пословица говорит: "С милым рай и в шалаше". Вот точно так же можно сказать, что с Богом рай и в шалаше, если Бог у тебя в душе.

И вот этот вот праздник евреи постоянно отмечали, они всю неделю жили в кущах, переселялись из своих домов и жили в кущах. Этот праздник отмечался восемь дней в храме, и вот именно в средний день этого праздника Господь пришёл в Иерусалим и говорил. Потом уже, в конце праздника, в восьмой день, Господь сказал: "Кто жаждет, тот пусть идёт ко Мне и пьёт". И Он говорил о том, что, как сказано в Священном Писании: "Верующий в Меня - у того из чрева потекут источники воды живой". То есть, это Господь говорил, конечно, не о воде обычной, а говорил о благодати Духа Святого, который должны были верующие принять после прославления Христа, после Его страданий. И вот Дух Святой ещё в то время не пришёл, но Господь уже предвозвещал им об этом.

И вот сегодня, в наши дни, мы уже тоже празднуем Преполовение Пятидесятницы, и вообще надо сказать, что в Священном Писании тема воды, льющейся, изливающейся - это зачастую, если не всегда, является прообразом излияния Духа Святого на верующих людей. И вот в последние недели Пятидесятницы мы постоянно в воскресных Евангелиях слышим тему воды: о том, что Господь исцелил слепого, отослав его к Силоамскому источнику, затем Он беседовал с самарянкой возле колодца сихемского, Иаковлева, и исцелил слепорождённого. И вот эта вот тема благодати, которую верующие должны принять, потихонечку, по идее Церкви, готовит нас к принятию нового праздника - Троицы, когда Дух Святой сошёл на апостолов, когда родилась Церковь Христова.

И вот в этот день по обычаю, как велит Типикон - церковный устав - обычно всегда освящается вода для того, чтобы верующие люди брали её и использовали её для освящения себя, для здравия души и тела. Аминь. 

Аудио