Вечность, которая нас ожидает, не требует от нас наших богатств

Проповедь протоиерея Георгия Преображенского 27 августа 2023 г., в день памяти преподобного Феодо́сия, игумена Киево-Печерского (Перенесение мощей 1091).

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали повествование о том, как некий юноша подошёл к Спасителю и спросил Его: "Как наследовать жизнь вечную?" На что Господь ему сказал: "Соблюдаешь ли ты заповеди, которые даны Господом о том, чтобы возлюбить Господа всем сердцем своим, не завидовать, не лениться, жить в согласии с самим собой". Он сказал, что всё это сохранил, все эти заповеди "от юности моей", тогда Господь говорит ему: "Тогда тебе остаётся одно: продать своё имение и последовать за Мною".

И вот дальше нам Евангелие говорит, что этот юноша опечалился, потому что имел богатство, которое получил в наследство от своих родителей. Он хоть и воспитывался в христианском духе, в согласии со всеми заповедями и исполнении их, но при этом жил в комфорте и не испытывал никакой нужды. И вот Господь ему предлагает для того, чтобы действительно наследовать жизнь вечную, с этим всем расстаться. И потом Господь говорит, что трудно богатому войти в Царство Небесное, даже верблюду пройти сквозь игольные уши легче, чем богатому. И понятно, что здесь имеются в виду игольные уши не те, где в иголку мы вставляем нитку, это узкие врата, которые были в крепостной стене, через которую не могли пробраться люди с большим багажом, чтобы не совершить какого-либо преступления. Это была своего рода рамка, которая позволяла человеку пройти с малым снаряжением через эту крепостную стену.

Господь сравнивает, что скорей верблюд протиснется через эту крепостную стену, нежели богатый. Но так ли это на самом деле, неужели богатство может быть препятствием, чтобы человек не мог наследовать жизнь вечную? У нас с вами есть хороший пример - это Серафим Вырицкий, который испытал всё в этой жизни и прошёл путь от бедного мальчика до состоятельного мужа - человека богатого, имевшего много возможностей. И в то же время он не стал привязанным к этому богатству, которое его окружало, наоборот, то, что Господь помогал ему развивать своё состояние, увеличивать его - оно шло на пользу Церкви, на пользу тех людей, которые нуждались в его поддержке.

А когда наступило время, он с лёгкостью расстался с этим богатством, хотя, наверное, мог вывезти свои капиталы за границу и преспокойно там жить, построить храм или монастырь, и тем самым тоже вроде бы сделать благое дело. Но он решил избрать другой путь - путь, который ведёт на Голгофу. И действительно, он расстаётся со своим богатством в то время непростое, которое было в нашей стране, и сознательно идёт по этому пути, не боясь смерти, потому что он понимает, что вечность, которая нас ожидает, она не требует от нас ни наших знаний, ни нашего состояния, ни наших знакомств, ни того, что мы скопили в этой жизни.

Как говорят, у Бога мы предстанем с тем, что есть в нашем сердце. И вот если в нашем сердце нет духовных богатств, нет любви, к которой мы все призваны, то конечно, нам нечем будет укрываться перед Богом. Поэтому будем стараться по мере возможностей своих не привязывать себя к богатству, к тому, что мы имеем, а стараться будем помогать нуждающимся людям, которых будем встречать на своём жизненном пути. Не будем чёрствыми, не будем равнодушными, будем проносить любовь и к государству нашему, и к Церкви нашей, и милость ко всем. Где богатства - там и душа наша, поэтому в Боге богатейте, и тогда не будет ничего страшно в этой жизни. Аминь!
 

Аудио