"Я всецело предаю себя воле Божией..."

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 13 августа 2023 г., в день памяти священномученика Вениами́на (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Се́ргия (Шеина), архимандрита и мчч. Ю́рия Новицкого и Иоа́нна Ковшарова (1922).

В сегодняшний воскресный день святая Церковь любезно приглашает нас совершить празднование и чествование памяти петроградского митрополита Вениамина и с ним убиенных преподобномученика Сергия и мучеников Юрия и Иоанна. Сто один год тому назад они приняли кончину, место их кончины неизвестно до сих пор, останки их были погребены вместе с большим количеством других расстрелянных и убитых, и место захоронения их существует лишь только символическое. 

Как же так получилось, что этот человек - митрополит Вениамин - принял мученический венец? Во-первых, так получилось потому, что этого горячо желала его собственная душа. Как он признавался сам в одном из своих предсмертных писем, в детстве и юности он зачитывался житиями святых мучеников и жалел всей душой, что времена не те, нет возможности пережить то, что они переживали. И Господь даровал ему прожить жизнь человека, верного Церкви, верного Богу, настоящего служителя Церкви и народу. Святитель Вениамин совершал своё священническое служение и как законоучитель, и как наставник, но в первую очередь запомнился он петроградской пастве как человек с большим открытым, любящим и милосердным сердцем. Даже тогда, когда он был удостоен святительского сана, он как простой священник ходил к людям, совершал молебны на дому, зачастую среди тех людей, которые ничем не могли ему взамен отплатить - никакой благодарности, кроме слова, - и поистине был примером любимого народом священника и епископа. 

Его приезд стал замечательным торжеством в 1914 году для нашего храма, когда настало время после постройки его освящать. Он приехал без сонма духовенства, будучи тогда ещё епископом Гдовским, то есть викарным епископом, помогающим митрополиту, совершил чин великого освящения нашего храма, и молитвы его о том, чтобы Господь сохранил храм сей даже до скончания века, видимо, имели дальнейшую большую силу в течение двадцатого столетия. Как мы знаем, храм наш закрывался всего лишь на три года, и будучи закрытым, практически не был поруган, осквернён и ограблен, как случилось со многими другими. Поэтому будем благодарны митрополиту Вениамину в частности и за наш храм. 

А в 1917 году случилось совершенно беспримерное и уникальное событие в жизни Санкт-Петербургской митрополии: Церковь вступила в новый этап своей жизни - был избран патриарх, и во многих епархиях, в том числе и Санкт-Петербургской, произошли выборы архиереев, которые замещали кафедру. И в частности, здесь, в Петербургской епархии, тоже были всенародные выборы митрополита Петроградского, к которым было допущено огромное количество желающих. Это был беспрецедентный случай - он оказался единственным на эту кафедру избранным всенародно митрополитом, и избран он был действительно, что называется, по велению сердца всех людей, которые возлюбили его - и молящихся Богу, и служащих, и старающихся приносить по мере сил служение милосердия.

Это осознавать очень важно потому, что в 1922 году, когда над митрополитом Вениамином совершался суд, ему пытались вменить в вину то, что он якобы враг народа, и этого не удалось сделать даже безбожной и революционно настроенной советской власти, не удалось этой формулировки добиться в приговоре, потому что врагом народа он никак не мог быть назван: его поддерживали люди и любили вплоть до его самой кончины. И сам он тоже об этом свидетельствовал и говорил: "Я верный сын своего народа, и всегда любил и люблю его, и народ отвечал мне той же благодарностью, и именно ему я обязан своим нынешним положением в православной церкви". 

В двадцатых годах на Церковь была объявлена первая серьёзная волна гонений, которая была пока что не открытая - на открытый выпад советская власть не решалась, она нуждалась в народной поддержке и колебалась в этих своих намерениях, - но как противника мощного она, конечно, себя ощущала. И сохранились в том числе и секретные директивы Ленина, который неоднократно достаточно жёстко предписывал на местах бороться с Церковью, в том числе, используя различные поводы для этого. В частности, поводом послужил голод в Поволжье, и ради этого голода было производимо изъятие церковных ценностей. 

В Петрограде изъятие ценностей по благословению митрополита Вениамина прошло на удивление спокойно, он сам не препятствовал, а наоборот, способствовал тому, чтобы всё то, что можно пожертвовать, было отдано нуждающимся. И даже не смотря на то, что, как в последствии уже, когда стали исторические документы открываться, стало понятно, что далеко не всё, что отбиралось у церкви, отдавалось голодающим. А зачастую именно такими золотыми богатствами большевикам нужно было расплачиваться за те долги, которые у них были перед заграничными, в частности, немецкими заимодавцами. Но этого, конечно, митрополит доподлинно знать не мог, хотя мог предчувствовать, но тем не менее, сопротивления в Петрограде как такового не оказалось. 

Но поскольку оно было необходимо, нужны были провокации, и несмотря на то, что мирно отдавались ценности, власть пошла на решительные шаги, когда в церкви начали вламываться во время богослужения представители власти, прерывать службу, пытаться отбирать сосуды, на которых совершалось богослужение, и подобного рода бесчинства творить, которые, конечно, уже ни народ не мог стерпеть, ни митрополит Вениамин никак не мог это покрыть. И он выступил с решительным противлением именно таким методам, что послужило поводом для ареста его и очень многих других людей. 86 человек были привлечены по делу, названному в честь митрополита Вениамина, и дело это слушалось в течение всего лета 1922 года, слушание было открытое, публичное, намерение было, чтобы клевета, которой подвергался митрополит, была поводом для того, чтобы расшатать доверие к церкви Петроградской митрополии. 

Но вышло так, что это дело в виду как раз его публичности,  всесторонней огласки сделалось одним из наиболее известных дел по прославлению новомучеников, поскольку оно опиралось в дальнейшем не только на официальные записи секретаря, но и на множество воспоминаний людей, которые приходили в качестве слушателей - слушали дело в зале Дворянского собрания, сейчас это Большой зал Филармонии. Там, я думаю, большинство из вас бывали, представляете себе, какое это огромное помещение, которое было постоянно заполнено людьми, потому что было очень много желающих услышать, что тут будет происходить. 

Десять человек были приговорены к смертной казни по результатам этого дела, и из них шестерым казнь была заменена на ссылку, а четверых в итоге расстреляли. В своём последнем слове митрополит Вениамин защищал всех тех, ко вместе с ним оказался на скамье подсудимых. Он сказал практически о каждом, снимая, насколько это было возможно, ответственность и вину в глазах власти со всякого его сподвижника, и каждый раз беря вину исключительно на себя. Своим спокойствием и мужеством он вывал удивление даже у революционного трибунала, и председатель трибунала после того, как он закончил последнее слово и сел на своё место, сказал: "Вы много говорили о других, трибуналу желательно бы узнать, чтобы Вы хотели сказать о самом себе". Митрополит встал и несколько удивлённо взглянув, сказал: "О себе? Что же мне вам сказать о себе? Пожалуй, могу сказать только одно: я не знаю, что уготовано вами для меня, что меня ждёт - жизнь или смерть - но как бы то ни было, я всецело предаю себя воле Божией, осеняю себя крестным знамением, и говорю: "Слава Тебе, Господи Боже за всё!" 

Вот такие удивительные веру и выдержку имел святитель Вениамин перед своей кончиной, и, конечно, все те люди из присутствующих, которые имели хоть какую-то веру в Бога, понимали, что на их глазах пишется житие мученика. Нам очень важно, дорогие братья и сёстры, вот это свидетельство. Я недаром подробно-подробно привёл житие священномученика Вениамина и постарался процитировать все те вещи, которые касаются его мученической кончины, потому что митрополит Вениамин - это не просто какой-то далёкий мученик, пострадавший в совершенно другие времена при каком-то Диоклетиане или Юстиниане, или ещё каком-то императоре, которые все на одно лицо и не имеют никакого отношения к нашей жизни. А вот этот человек пострадал здесь, в Петроградской земле, он ходил по той земле, по которой и мы ходим, и его окружали такие же люди, какие окружают нас. 

Нельзя сказать, что совсем это так, конечно же, жизнь за сто лет тоже очень сильно переменилась, переменилось общество, переменилась церковь. Нет никакой уверенности, что в сегодняшней ситуации митрополит Вениамин обрёл бы такую, например, всенародную поддержку, какую он имел тогда, сто лет назад. Мы этого наверняка сказать не можем, и не дай Бог проверять, конечно же, совершенно это не нужно. Но тем не менее, его подвиг, подвиг его жизни, очень близок нам. Он очень близок по времени и по тем обстоятельствам, потому что церковь в 20-х годах прошлого столетия вступила в период бури, когда она была окружена людьми, которые совершенно не искали не только укрепления её, но самое главное, не искали того, к чему она зовёт, они не искали Христа. 

И не нужно испытывать иллюзий. Современное общество очень во многом осталось именно таковым же. Никуда оно не делось. И то, что церкви дана возможность некоего внешнего спокойствия, не свидетельствует ещё о том, что то, чему церковь учит и наставляет, отзывается согласием в сердцах большинства людей нашего народа. И потому нам очень важно то, в чём он был уверен и в чём наставлял  своих духовных чад. В своём предсмертном письме митрополит Вениамин говорил о том, что не страшится за судьбу Церкви Божией, но говорил о том, что нам, пастырям, нужно иметь больше веры, забыть свою самонадеянность, учёность и прочие качества и укрепляться именно в делах веры, полагаясь на Господа Иисуса Христа. Ни в коем случае не устраивать так, чтобы получилось, что Христос как бы и не при делах, Христос как бы и не за чем, сами без Него справляемся. Вот в этом смысле Церковь совершенно не переменила своего положения в нашем обществе, потому что ей, как и сто лет тому назад, нужно учиться и возлагать свою надежду исключительно на Господа Христа. И это нужно Церкви в целом, и каждому из нас в отдельности. 

Пусть молитвами святителя Вениамина Петроградского Христос будет для каждого из нас главным жизненным ориентиром. Он - наша жизнь, наш свет и покой. С Ним всегда хорошо. И да не будем мы искать никакого другого утешения, никакой другой опоры для своей жизни, даже если эти опоры кажутся нам здесь каким-то возвышенными или стоящими того. Христос - наша жизнь, свет и покой. Пускай так будет для нас всегда вовеки. Аминь. 

Аудио