Христос сорадуется нам и скорбит вместе с нами

Проповедь иерея Максима Крупцова 12 марта 2024 г., в день памяти преподобных жен Мари́ны и Ки́ры (ок. 450).

Господь наш Иисус Христос знает скорби человеческие. Он не просто понимает и знает наше сердце, нашу жизнь, Он не просто всеведущ, Он не просто зрит в наши сердца, как мы знаем из Предания церковного, из богословия, мы для Господа полностью понятные, ясные, прозрачные. Господь терпел и сам как человек, как Богочеловек, терпел то, что встречают на своём жизненном пути люди: и боль, и предательство, боль отречения, смерть друга, боль физическую, когда терзали Его плоть на кресте. И мы видим Христа в Евангелии не только исцеляющего, вдохновляющего, поддерживающего, мы видим того Христа, который был незащищён, который был среди людей. Бог так соблаговолил, чтобы спасти человечество от греха , чтобы вернуть каждому человеку дар вечной жизни, Он сам станет человеком, поживёт среди людей.

Когда мы молимся ко Господу, мы должны помнить это, не воспринимать Его как какого-то отстранённого, сидящего на небе, управляющего какими-то процессами. Или же некоторые представляют так: "Мой грех - это ещё один гвоздь в Тело Христа на кресте", что вот своими грехами мы делаем Ему больно, а Он как бы наблюдает, с укоризной смотрит и страдает. Нет, Господь - Он не только на кресте. Он не только воскресший, Он ещё и посреди нас. "Царство Божие посреди Вас есть", - говорил Господь. Иногда переводят так: "Внутри вас", а некоторые богословы библейские говорят: "Посреди вас, посреди людей". Христос здесь. Христос в нашем страдании и в нашей радости, в наших достижениях и в наших падениях, сорадуется нам, скорбит вместе с нами. Не будем представлять Его каким-то отвлечённым, оторванным от жизни, от этой реальности каким-то правителем. Нет, Он вместе с нами. Поэтому и молитва наша и должна быть такой: "Господи, вытащи меня отсюда, проведи меня куда-то". Будем молиться так: "Господи, как мне с Тобой пройти , как мне вместе с Тобой жить, как мне вместе с Тобой совоскреснуть?"

Впереди нас ждёт Великий пост, это время не только раскаяния - покаяние воспринимается как раскаивание в своих грехах, такое самоисследование глубокое, такое внимательное, какая-то жизнь духовная, наполненная молитвой, чтением. Но это ещё и приобретение мудрости духовной, это тот период, когда мы должны взять время побыть с самим собой, побыть со Христом в своих размышлениях над Священным Писанием. Не только читать тексты, которые нам приготовлены молитвенные, стать такими как бы начётниками, подумать о том, надо ли это Христу, чтобы ты соскальзывал в некое делание от этой реальности, от этой действительности, в которой ты живёшь, в которой ты поставлен. Не превратится ли наш пост в такое делание без Христа, делание не ради Христа, какой-то такой жест, такое одолжение как бы Христу: я вот что-то делаю, Ты мне благослови, я вот что-то старюсь, посмотри на меня. Подумаем о том, надо ли Христу, чтобы мы увлеклись чужими мыслями, текстами приготовленных для нас молитв, просто не обдумывая почитать, выполнить некую свою обязанность, какую-то повинность. Подумаем о том, давал ли нам эту повинность, обременял ли нас этим Христос. Или предлагал нам жить полной жизнью, и жить даже не просто людьми, какими-то населяющими планету одними из животного мира. Но быть людьми и более чем людьми, быть даже немного тоже богочеловеками, которые призваны к вечности.

Господи, дай нам в неторопливости провести этот пост, без спешки, и может быть, даже научиться каждый день своей жизни проводить не суете, а в размеренности, и успевать всё, к чему мы призваны. Аминь.
 

Аудио