Мужество духовное - отринуть всякое наше тщеславие
Проповедь иерея Максима Крупцова 6 марта 2024 г., в день памяти мучеников, иже во Евгении (Обретение мощей, 395–423).
Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как апостол Пётр, горячий последователь и ученик Господа нашего Иисуса Христа, отрёкся, когда Господа арестовали, когда Господа хотели казнить и казнили, распяли. До этого случая мы видим апостола Петра, который проявляет мужество, находясь рядом со своим божественным учителем, он достаёт меч и начинает сражаться с теми, кто преследует Христа, кто пришёл Его арестовать. Мы слышали в Евангелии этот момент отражён, где апостол Пётр отрубил ухо одному из рабов архиерейских. Но Господь сказал ему: "Вложи меч в ножны", и, обращаясь к тем, кто пришёл за Ним, Господь укоряет их, говорит: "Вы пришли за Мной, как за разбойником, за каким-то вооружённым грабителем, но Я всегда был с вами, и вы только сейчас поймали как будто бы Меня", Он укоряет: "Я всегда был среди народа", и вот сейчас разыгрывается какая-то сцена, якобы с Ним нужно воевать, идти тоже с оружием, прийти толпой, прийти целой бригадой. Господь принимает этот арест, это заключение под стражу как промысл Отца Небесного, а апостолу Петру предрекает: "Ты отречёшься от Меня прежде даже петух не прокричит". И это пророчество сбывается, апостол Пётр поражён этим, в покаянии он плачет.
Затем, мы знаем, сегодня читали Писание о том, что апостол Пётр был обратно принят в число учеников. После славного Воскресения Господь желал, чтобы позвали Петра, чтобы нашли его, то есть, Господь его не исключал даже из Своих учеников, своих последователей и своих будущих посланников, служителей, он всегда для Него был Пётр - его близкий, любимый, один из любимых учеников. И видимо, Господь приемлет всех людей, и как кто-то из святых отцов говорил, что солнце светит на грешных и на праведных. И Антоний Великий писал, что странно говорить о том, что Бог отвращается от грешников. Это то же самое, что сказать, что солнце не светит тем, кто закрывает глаза и прячется от него. Господь светит всем, Господь милосердствует ко всем. Но слёзы покаяния, раскаяния, вразумления приводят самого человека ко Христу, убирают какие-то внутренние препятствия, чтобы быть со Христом.
Знаем из Евангелия трагедию Иуды, что он покончил жизнь самоубийством, не покаявшись, предав Спасителя. И мы знаем не предавшего, но отрёкшегося Петра, который нашёл в себе силы, разрешил себе плакать, рыдать, хотя мужчины часто сдерживают это в себе, тем самым иногда затрудняют свой путь к Богу, свой путь покаяния, свой путь преображения. Вот апостол Пётр был мужественен не только как воин, как защитник, как охранник, как верный ученик, как, можно сказать, горячий адепт. Он был ещё мужественен тем, что он мог как мужчина плакать, каяться. Мужество духовное - это есть то, чтобы отринуть всякое наше тщеславие, мнение о себе о своей какой-то твёрдости, брутальности, о какой-то своей маске, и быть человеком Божьим. И если надо каяться и плакать - нужно каяться и плакать. Этот врождённый у нас механизм, наша природа человеческая так премудро устроена Творцом, что это нам необходимо. Мы иногда должны горевать, печалиться и плакать, чтобы быть с Богом. Не всегда радость и умиление являются показателем того, что человек благодатный, человек живёт с Богом. Нет, мы из Евангелия видим, что плач, рыдания, раскаяние, сокрушение - эти тяжёлые достаточно переживания, тяжелейшие моменты жизни человека являются как раз воссоединением человека с Богом, с благодатью, со Христом.
Поэтому будем и мы с вами плакать, когда надо плакать, и рыдать, не стесняясь, о своих грехах. И это даст нам возможность ко спасению, это воссоединит нас со Христом. Мы должны помнить, как бы мы ни согрешили, как бы мы ни пали, Господь всегда светит, Господь всегда указывает нам путь к Себе, всегда со своими распростёртыми объятьями, как в притче о блудном сыне бежит нам навстречу. Поэтому не будем стесняться своей природы, своих, казалось бы, слабостей, какой-то своей как будто елейности, ещё чего-то. Это всё необходимо, это всё, можно сказать, инструменты для того, чтобы нам самим помочь себе, помочь быть с Богом. Аминь.